В среду 15 моряков сухогруза Arctic Sea, который, как говорят в Минобороны, освободили от пиратов без единого выстрела, доставят в Россию. Начальник вооружения ВВС генерал-майор Олег Бармин на пресс-конференции рассказал журналистам, что спасенные от пиратов моряки в течение дня прибудут из Кабо-Верде, где российский сторожевой корабль «Ладный» обнаружил пропавшее больше двух недель назад судно, в Москву. О том, в какой именно аэропорт прибудет экипаж Arctic Sea, Бармин уточнять не стал – по всей видимости, речь идет об одном из военных аэродромов.
Вместе с моряками на самолете ВВС РФ полетят и их бывшие захватчики.
Как стало известно накануне, это восемь граждан Эстонии, Латвии и России. Московские следователи намерены допросить их в рамках уголовного дела, возбужденного по п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное организованной группой). Еще одно уголовное дело по факту похищения корабля завела генпрокуратура Эстонии.
Один из главных вопросов, на который предстоит ответить следствию, – кто из них связывался с компанией «Ренессанс страхование», в которой был застрахован Arctic Sea, и требовал выкуп в размере $1,5 млн.
На все вопросы о ходе расследования владелец сухогруза из компании Solchart Management Виктор Матвеев в среду отвечать отказывался, ссылаясь на чрезмерную занятость. По его словам, больше всего его сейчас заботит вопрос о доставке судна в Архангельск и формирование нового экипажа. По прогнозам Матвеева, починка судна обойдется ему в «огромную сумму» — пираты якобы практически полностью вывели из строя всю электронику на корабле «и оставили в ужасном состоянии ходовые части». Правда, как им на полуразрушенном корабле удалось дойти до берегов Кабо-Верде, владелец Arctic Sea пояснить не смог.
То, что в истории с освобождением Arctic Sea, которую на днях обнародовали российские власти, осталась масса пробелов, сейчас признают и на родине моряков сухогруза в Архангельске, и в Европе.
Сразу после освобождения судна министр обороны России Анатолий Сердюков отчитался перед президентом Дмитрием Медведевым о проделанной по его приказу работе. Приказ отправить на поиски Arctic Sea три российских сторожевых корабля президент отдал спустя два дня после того, как история таинственного исчезновения сухогруза просочилась в прессу. Корабль, напомним, вышел из финского порта Якобстад 22 июля с грузом древесины стоимостью более $1,5 млн, чтобы 8 августа прибыть с ним в Алжир. Спустя два дня пути у шведского острова Оланд на него было совершено нападение. Изначально сообщалось, что вооруженные нападавшие в черных масках представились сотрудниками шведского наркоконтроля и более 12 часов искали на корабле кокаин, попутно избивая экипаж. Правда, связываясь позднее с владельцем судна, а затем с британской береговой охраной, сами моряки якобы утверждали, что нападавшие покинули борт, с ними все в порядке и они продолжают следовать по намеченному курсу, пока 30 июля сухогруз не перестал передавать сигналы.
По словам министра Сердюкова, корабль все время находился под контролем пиратов, но российские военные знали о его местонахождении. Позднее сообщалось, что корабль видели сначала в порту Сан-Себастьяна, а затем военные ведомства сразу нескольких стран, участвовавших в поисках сухогруза, сообщали, что корабль находится у берегов Кабо-Верде, а затем Arctic Sea подал сигнал в Бискайском заливе, где и пропал, но всю эту информацию последовательно опровергала российская сторона. Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин после спасения экипажа корабля из рук пиратов, не скрывая гордости, объяснил, что противоречивая информация в СМИ вбрасывалась намеренно, чтобы «сохранить жизни российских граждан», а корабль в Бискае не появлялся и все это время находился у берегов Кабо-Верде.
По мнению журналистов газеты Independent, российские военные только сильнее запутали и без того сложную историю исчезновения Arctic Sea.
В частности, пишет издание, российские власти так и не объяснили, почему они забили тревогу и приступили к поискам только после того, как об исчезновении заговорили все мировые СМИ, а владелец сухогруза Матвеев официально обратился к Медведеву за помощью. Однако главное, что интересует газету, – почему на поиски корабля, который ходит под мальтийским флагом и принадлежит финской компании, отправились российские военные корабли, хотя ни Мальта, ни Финляндия таких мер не принимали. По всей видимости, пишет Independent, на судне, помимо древесины, действительно находился некий тайный груз, о котором журналисты и эксперты уже не раз говорили.
В среду о таинственном грузе заговорили уже официальные лица. Как сообщает «Интерфакс», бывший командующий силами обороны Эстонии, а ныне докладчик ЕС по борьбе с пиратством Тармо Кыутс в среду заявил, что Arctic Sea мог перевозить оружие. Об этом, уверен он, свидетельствует масштаб военной операции, начатой Россией для поисков сухогруза. «Такое странное поведение России во всей этой истории может объяснять только то, что на борту судна находились крылатые ракеты. Вся официальная версия России выглядит настолько надуманно, что верить ей было бы наивно. Фирма-владелец сухогруза, официально связанная с Финляндией, но имеющая отношение к латышским русским, делает заявление о пропаже судна президенту России. Противоречивая информация от России как раз говорит о том, что имела место транспортировка оружия», — сказал он.
По мнению Кыутса, «целую аллею крылатых ракет» можно было с легкостью спрятать под штабелями древесины; чтобы разбирать такой груз, нужно иметь серьезные подозрения, а для проверки придется заводить корабль в порт и разгружать несколько часов.
В Архангельском профсоюзе моряков с Кыутсом согласны. «Судно же загружали в Финляндии, его никто не досматривал. Зачем? Древесина и древесина. Если бы не халатность финнов, то мы бы узнали обо всем сразу. Моряки, я уверен, ничего не знали. Они просто работники. А те, кто что-то узнает, наверняка получат рекомендации от силовиков помалкивать», — сказал «Газете.Ru» лидер профсоюза Сергей Портенко. По его словам, в пользу подозрительного груза говорит и тот факт, что родственникам моряков до сих пор не удалось с ними связаться. «Их никто не оповестил, позвонить домой не дали, эсэмэски от них не приходили. Да даже если придет, то Рогозину и остальным они уже не верят. Мы просили власти организовать видеомост, но нам ничего не ответили», — сказал Портенко, напомнив, что прибытие в нигерийский порт моряков сухогруза «Фаина», несколько месяцев находившихся в плену сомалийских пиратов, в первые же минуты попало в эфир всех российских телеканалов.
Впрочем, британский эксперт Ник Дэйвис, возглавляющий организацию Merchant Maritime Warfare Centre, занимающейся проблемами пиратства, в беседе с «Газетой.Ru» назвал версию о тайном грузе «фантастикой», а действия российских властей «вполне логичными».
«Операцию, которую провели российские военные я могу назвать крайне успешной – они проделали огромную и профессиональную работу», — сказал Дэйвис. По его мнению, дезинформация, о которой говорил Рогозин, также была вполне оправдана – у пиратов, скорее всего, были сообщники на берегу, и российские военные их сознательно запутывали. «О том, что у пиратов был кто-то на берегу, говорит и сигнал, поданный в Бискайском заливе – это явно были сообщники пиратов, которые доставили в ту точку радиостанцию и включили на несколько секунд», — уверен эксперт. Что касается причин нападения, то Дэйвис утверждает, что корабль могли похитить конкуренты судовладельца Матвеева. «Хотя это мое личное мнение, я скажу так: может, это даже бывшие члены экипажа, которым не заплатили. Как бы то ни было, они знали, как управлять судном, и знали, куда его направить. Кроме того, отключить AIS (систему спутникового слежения – «Газета.Ru») обычный уголовник вряд ли сможет, это явно бывшие моряки, которые отлично знают, как и что на Arctic Sea устроено», — сказал Дэйвис.