В среду специалист аппарата уполномоченного России при Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) заявила, что Россия на неопределенное время прекращает выплачивать компенсации гражданам, присужденные им Европейским судом. «Средства, выделенные Минфином на эту статью расходов, закончились месяц назад, и в ближайшее время новых поступлений не предвидится», — процитировало радио «Свобода» слова Елены Майборода. Специалист аппарата уполномоченного при ЕСПЧ также рассказала журналистам, что наплыв жалоб россиян в Страсбург растет стремительно, а суммы компенсаций, которые им присуждают, становятся «астрономическими». Заявление Майборода подхватили СМИ, но Минюст, в структуру которого входит аппарат уполномоченного РФ при ЕСПЧ, поспешил его опровергнуть.
«Материалом для появившихся в средствах массовой информации сообщений послужили выхваченные из контекста слова Елены Майборода, произнесенные ею в беседе с Сергеем Кузнецовым как лицом, являющимся заявителем по одному из дел», — говорится в официальном сообщении Министерства юстиции. В ведомстве уточнили, что Кузнецову, который недавно выиграл дело против России, не заплатили по его вине — «из-за досадной ошибки, допущенной самим заявителем, который представил в аппарат уполномоченного неверные банковские реквизиты». Для пущей убедительности в Минюсте добавили, что наговорившая лишнего сотрудница не компетентна в вопросах исполнения решений ЕСПЧ и вообще не уполномочена общаться с прессой.
«Выплата компенсаций не приостанавливалась. Средства, необходимые для исполнения решений Европейского суда, доводятся до Минюста в необходимом объеме. Приостановка выплат не планируется», — заверили «Газету.Ru» в Министерстве финансов РФ.
«Действительно, компенсации россиянам, выигравшим в Европейском суде, выплачиваются исправно, никаких жалоб на этот счет пока не поступало», — подтвердила слова представителей госструктур юрист аналитического центра «Демос» Ольга Шепелева.
Она пояснила «Газете.Ru», что исполнение решений ЕСПЧ контролирует аппарат уполномоченного РФ при Страсбургском суде. После вступления судебного решения в силу средства из Министерства финансов перечисляются на счет Минюста, а затем переводятся истцу. (Средний размер компенсации — 1,5–2 тыс. евро, в некоторых случаях выплаты исчисляются десятками и сотнями тысяч евро). Исполнение решений ЕСПЧ контролирует комитет министров Совета Европы, в который входит и представитель РФ. Претензий к российской стороне у этого ведомства пока не возникало.
В бюджете России есть специальная статья, в которой предусмотрены эти расходы. Сумма выплат на следующий год рассчитывается, исходя из практики года предыдущего.
«Решение ЕСПЧ вступает в силу через три месяца после его вынесения, если оно не было обжаловано. С момента вступления решения в силу в течение еще трех месяцев должна быть произведена выплата. И Россия в этом вопросе очень четко соблюдает все сроки», — отмечает Шепелева. На вопрос, почему Минфин и Минюст так ревностно выплачивают компенсации, присужденные ЕСПЧ, но не могут наладить исполнение судебных решений внутри страны, юрист пояснила, что одной из возможных причин является неразбериха с региональными бюджетами. «По искам, выигранным в ЕСПЧ, платят из федерального бюджета, там, как уже говорилось, эти траты прописаны отдельной строкой. Что касается судебных решений, принятых российскими судами, то ответчиком часто выступает региональный бюджет. А там просто говорят — нет денег. И тянуться это может годами», — сказала Шепелева.
Неисполнение судебных решений внутри России вызывает много нареканий со стороны Европейского суда. Недавно ЕСПЧ наложил годичный мораторий на рассмотрение подобных жалоб от граждан России. Терпение суда иссякло, он и так вынес уже 200 постановлений по аналогичным делам и имеет «в запасе» еще 700 похожих исков против России.
Этого оказалось достаточно для вывода: проблема, очевидно, носит системный характер, а «жертвы неисполнения или задержки в исполнении лишены какого-либо эффективного средства правовой защиты».
ЕСПЧ, ссылаясь на Конвенцию по правам человека, потребовал от России такие средства защиты изобрести. А также расплатиться со всеми, кто пострадал из-за необязательности госорганов (удовлетворить придется 1100–1200 жалоб). ЕСПЧ выделил на исправление ошибок полгода с момента вступления постановления в силу (4 мая 2009 года). Крайний срок, в который нужно уложиться, — 4 ноября 2009 года.
В начале июля 2009 года министр юстиции Александр Коновалов заявил после совещания в Конституционном суде (КС) в Петербурге, что новый законопроект о возмещении государством вреда, причиненного нарушением прав на судопроизводство в разумные сроки и неисполнением судебных актов, практически готов к внесению в Госдуму. Правда, пока неясно, какие механизмы авторы закона собираются задействовать, чтобы исправить «системную ошибку» в судебной системе: текст проекта закона пока не обнародован.