В субботу патриарх Кирилл прибыл в Турцию. Самолет с делегацией Русской православной церкви (РПЦ) прилетел в Стамбул, где находится центр Константинопольского патриархата, около 12.30 по местному времени (13.30 мск). Из аэропорта Ататюрк глава РПЦ отправился в резиденцию Константинопольского патриархата в стамбульском районе Фанар, где встретится с патриархом Варфоломеем. После встречи Кирилл отправится в собор Святой Софии. Всего же в Турции он пробудет три дня. В программе визита — богослужение в Георгиевском патриаршем соборе на Фанаре, освящение восстановленного храма Святых Константина и Елены при российском консульстве, встреча с верховным муфтием Стамбула и общение с проживающими в Турции россиянами.
Своим визитом в Константинопольский патриархат предстоятель РПЦ открыл серию зарубежных поездок, которые обязан совершить каждый патриарх после своей интронизации. Всего Кириллу предстоит посетить 14 поместных церквей (вместе с РПЦ их 15). Первым по старшинству как раз является Константинопольский патриархат.
Впрочем, первостепенность посещения Константинополя определяется не только церковными диптихами.
Наиболее противоречивые отношения у Московской патриархии (МП) сложились именно с этой церковью и ее предстоятелем — патриархом Варфоломеем. Очередной виток вековых разногласий между Москвой и Константинополем начался в 1992 году, когда митрополит Филарет вывел из подчинения Москвы значительную часть украинских приходов. Так возник самопровозглашенный Киевский патриархат Украинской православной церкви (УПЦ КП). Константинопольский Варфоломей поддержал Филарета, чем вызвал бурю негодования в Москве. Впрочем, в 1993 году во время своего визита в Русскую православную церковь в Тронном зале Патриарших покоев в Троице-Сергиевой лавре Варфоломей заявил, что признает на Украине только одного канонического митрополита – Владимира (Сабодана). Тогда отношения МП и Константинополя начали было налаживаться, пока в 1995 году не встал вопрос о воссоздании Эстонской апостольской православной церкви под юрисдикцией Константинополя, которую Москва отказалась признавать. Из-за этого в сентябре того же года делегация РПЦ отказалась принять участие в Священной ассамблее предстоятелей православных церквей на острове Патмос, созванной Варфоломеем.
В 1996 году патриарх Алексий II даже исключил его на время из диптихов.
Еще один громкий конфликт возник в 2007 году в связи с ситуацией вокруг Сурожской епархии на Британских островах. Раскол в ней назрел еще в 2001 году, пока был жив основавший епархию в 1962 году епископ Антоний (Блюм). Из Москвы в Лондон был направлен тогда еще викарным епископом Иларион (Алфеев). Его появление вызвало недовольство у находящихся в оппозиции к Московской патриархии и исповедующих более либеральную, европейскую модель православия сурожцев. В 2003 году епархию возглавил епископ Василий (Осборн). К тому моменту в местных приходах появилось много клириков и мирян из Москвы, и между прихожанами начал назревать конфликт – русские иммигранты первой волны и те, кто приехал в Лондон недавно, больше не могли уживаться друг с другом. В итоге во избежание дальнейших конфликтов Василий вместе с основной частью Сурожской епархии ушел под покровительство Константинополя, а новым управляющим стал представитель Московского патриархата епископ Елисей.
Возможно, именно патриарху Кириллу впервые за долгое время удастся наладить отношения с Константинополем.
Накануне приезда Кирилла в Стамбул представители Московской патриархии заявляли, что «готовы к диалогу» и ждут «самых положительных результатов от встречи двух предстоятелей». В Константинополе, в свою очередь, отвечали, что настрой у них аналогичный. По мнению архиепископа Илариона, который прибыл в Стамбул еще в пятницу, визит патриарха в Стамбул «откроет новую страницу» во взаимоотношениях Константинополя и Москвы.
С ним солидарны и светские эксперты. По мнению доцента Центра сравнительного изучения религии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Бориса Фаликова, именно Кирилл обладает необходимым опытом для налаживания отношений с Константинополем. «Это опытный политик и дипломат. Тем более что опыт диалога с Константинополем у него имеется с 1970-х годов. Вполне возможно, что ему удастся найти определенный компромисс», — считает он. Правда, по мнению Фаликова, ждать резкого потепления во взаимоотношениях Константинополя и Москвы не стоит. «Накопилось слишком много вопросов, включая Сурожскую епархию и Эстонскую православную церковь. Это не решается так скоро», — говорит эксперт.
После Константинопольской в списках патриарха идут Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская и Польская православные церкви. Поездка завершится посещением Православной церкви Чешских земель и Словакии, а также Православной церкви в Америке. По мнению Фаликова, решающим является только посещение Константинополя, а с другими церквями у патриарха проблем возникнуть не должно.