Взрыв в Москве мог прогреметь накануне празднования Дня Победы. Об этом РИА «Новости» в среду сообщил источник в российских правоохранительных органах. Террориста обезвредили оперативники ФСБ и МВД, проводившие в начале мая совместную спецоперацию.
Подозреваемый задержан. Им оказался 16-летний неонацист из Люблино.
Имя предполагаемого террориста в правоохранительных органах не называют в интересах следствия, а также из-за того, что он несовершеннолетний. Известно лишь, что молодой человек до задержания жил на юго-востоке столицы в районе Люблино. Бомбу, которую он собирался принести 5 мая в «людное место», террорист изготовил в домашних условиях. По словам источников в правоохранительных органах, взрывное устройство, изъятое у подозреваемого, весило около 8 кг.
Сейчас задержанного допрашивают, проверяя на причастность к другим терактам, совершенным в Москве ранее.
Предположительно, речь идет о взрывах в «Макдоналдсе» в Кузьминках 16 января 2009 года, на железнодорожных путях в районе станции Царицыно 5 октября 2008 года, на железнодорожных путях Павелецкой ветки в районе станции Булатниково 4 ноября 2008 года, в церкви Николая Чудотворца Мирликийского в районе Бирюлево-Западное 30 ноября 2008 года. В организации этих взрывов, в результате которых пострадал один человек (прихожанка церкви Николая Чудотворца), следователи обвиняют группу националистов-родноверов: 17-летних Евгению Жихареву, Давида Башилутскова и 18-летнего Станислава Лухмынина. Помимо организации взрывов обвиняемые признались в нескольких убийствах приезжих. Сейчас следствие по делу продолжается.
«Не думаю, что задержанного по подозрению в теракте на 9 мая следует связывать с делом моего подзащитного, — сказал «Газете.Ru» адвокат Лухмынина Сергей Шушпанов. — По этому делу всего три фигуранта, они во всем признались, и нельзя сказать, что это была какая-то сплоченная группировка неонацистов. Все свои преступления они совершали, руководствуясь агрессией, а идеология менялась каждую неделю. Так что объединять их с этим террористом-неонацистом было бы домыслами».
Какие показания дает сам задержанный по подозрению в подготовке теракта, пока неизвестно: представители следственных органов не сообщают даже, какое подразделение занимается расследованием этого дела. «Мне об этом ничего неизвестно, возможно, дело секретное, и начальство пока о нем не распространяется», — сказали «Газете.Ru» в Следственном управлении СКП РФ по Москве.
Предыдущий крупный теракт накануне Дня Победы был предотвращен в 2007 году.
Накануне 9 мая сотрудники ФСБ обнаружили заминированный ВАЗ-2107 на стоянке во дворе дома №26/44 по Профсоюзной улице. Когда взрывотехники с помощью робота вскрыли автомобиль, в спинке заднего сиденья было обнаружено несколько килограммов пластита. В багажнике находились 20-литровая канистра с бензином и два процессора, один из которых был доверху набит металлическими шариками. В том же багажнике чекисты обнаружили радиотелефон, детонатор и автомат Калашникова. Взрывное устройство не было приведено в боевое положение, однако, по данным оперативников, было полностью готово к использованию.
Вскоре чекисты задержали троих предполагаемых террористов. По версии следствия, они подчинялись московскому чеченцу Лорсу Хамиеву, который на момент задержания был студентом экономического факультета Открытого университета. Он же, по данным сотрудников следственного управления ФСБ, участвовал в рейде боевиков на Ингушетию в 2004 году, а затем проходил свидетелем по делу о теракте у московского ресторана «Макдоналдс», совершенном в октябре 2002 года, — этот теракт предварял захват заложников на мюзикле «Норд-ост» в Москве.
По версии следствия, по приказу своего лидера Умар Батукаев и Руслан Мусаев незадолго до Дня Победы купили и начинили взрывчаткой «Жигули». Затем автомобиль перегнали к дому, в котором Хамиев снимал квартиру. Проанализировав последовательность действий участников группы, следователи ФСБ пришли к выводу, что, по замыслу обвиняемых, жертвой теракта должен быть стать президент Чечни Рамзан Кадыров, который в это время находился в Москве и присутствовал на празднествах, посвященных Дню Победы.
За попытку теракта Хамиева, который на следствии признал свою вину, раскаялся и, как говорят адвокаты, сам сообщил в ФСБ о готовящемся взрыве, приговорили к 8 годам колонии строгого режима. Батукаев по решению суда должен провести 5 лет в колонии общего режима, а Мусаев был оправдан присяжными. Приговор был вынесен в апреле 2009 года.