Заместитель председателя Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Игорь Соболевский отправлен в отставку. Соответствующий документ во вторник подписал президент России Дмитрий Медведев. Источник «Газеты.Ru» в центральном аппарате СКП сообщил, что о готовящейся отставке Соболевского, работавшего в комитете с момента его создания, стало известно около недели назад.
Коллеги теперь уже бывшего зампреда СКП утверждают, что Соболевский ушел по собственному желанию.
«Он сам подал рапорт об отставке, мотивировав это сложными семейными обстоятельствами. Александр Иванович побеседовал с ним, вник в его проблему и удовлетворил просьбу заместителя об отставке, подписав его заявление», — рассказал собеседник.
После увольнения Соболевского, по данным источников в СКП, у Бастрыкина осталось трое заместителей вместо положенных по штатному расписанию двенадцати. Свои посты сохранили лишь экс-глава департамента организационно-кадровой работы ФСБ Юрий Нырков, бывший зам петербургского прокурора Борис Салмаксов и бывший зампрокурора Ленинградской области по общим вопросам Василий Пискарев.
Бывший однокашник Бастрыкина и Владимира Путина по юрфаку Ленинградского государственного университета (ЛГУ) Соболевский закончил юридический факультет в 1975 году и после этого поступил на службу в управление Ленсовета по правовым вопросам, где работал до 1991 года. Заместителем Соболевского был нынешний министр регионального развития Дмитрий Козак. Последний возглавил юридическое управление петербургской администрации после избрания Анатолия Собчака мэром Петербурга — местные СМИ писали, что Соболевский «не сошелся характерами» с новым градоначальником. Уйдя с госслужбы, Соболевский занялся частной адвокатской практикой, затем перешел в юридическое управление телекомпании НТВ, которое и возглавлял до перевода в СКП в качестве главного хозяйственника — начальника главного управления по обеспечению деятельности Следственного комитета. На должность заместителя Бастрыкина он был назначен летом 2008 года.
Фамилия Соболевского уже после получения высокой должности в СКП упоминалась в СМИ в связи со скандалом, разразившимся в Санкт-Петербурге в феврале 2009 года. Тогда Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении сотрудников милиции — оперативников городского ГУВД. По версии следствия, милиционеры осуществляли незаконную слежку за принадлежащим супруге Соболевского загородным домом на улице Пограничная в поселке Лисий Нос. Сами задержанные милиционеры заявили, что проводили оперативное мероприятие и интересовал их вовсе не Соболевский. При этом источники в ГУВД утверждали, что незаконными были как раз действия сотрудников службы безопасности СКП, которые хотели под предлогом расследования «заполучить» базу данных оперативно-поискового управления ГУВД Санкт-Петербурга, к которой у них раньше не было доступа.
Сам Соболевский никак не комментировал эту ситуацию. Впрочем, по мнению источников, февральский скандал и нынешняя отставка замглавы СКП не связаны. Но и в добровольном уходе Соболевского с поста эксперты сомневаются. «Есть информация, что высшим должностным лицам страны поступили материалы в отношении Соболевского, касающиеся претензий к нему правоохранительных органов Западной Европы», — сообщил «Газете.Ru» депутат Госдумы Александр Хинштейн.
По словам депутата, зарубежные следователи подозревают Соболевского «во взаимосвязи с некими петербуржцами, задержанными в одной из европейских стран некоторое время назад».
От более подробных комментариев Хинштейн отказался, сославшись на обязанность хранить тайну следствия и гостайну, намекнув лишь, что задержанные петербуржцы попались правоохранительным органам «в одной из теплых стран». При этом депутат добавил, что отставка в марте 2009 года главы Управления службы безопасности (УСБ) Владимира Максименко (по официальной версии, он тоже ушел по собственному желанию) была связана с тем же «европейским делом».
Не исключено, что речь идет о проведенных в Испании в 2008 году арестах бывшего «крестного отца» Санкт-Петербурга Александра Малышева и двадцати человек из его окружения.
Малышев, а также известные бизнесмены Геннадий Петров, Виталий Изиглов и другие подозреваемые, числящиеся в отчетах испанской полиции как лидеры тамбовской ОПГ. Свою группировку Малышев, в преступном мире получивший прозвище Малыш, создал в конце 1980-х из представителей нескольких организованных преступных сообществ. В 2002 году, будучи объявленным в розыск за подделку документов в Эстонии, а также после ареста по запросу эстонской стороны в Германии, Малышев перебрался в Испанию. В июле 2008 года ордер на его арест выдал судья Бальтасар Гарсон, и на Малышева надели наручники прямо на его вилле в Малаге. Сейчас следствие по делу группировки продолжается. Известно также, что Малышева и других допрашивали представители Главного следственного управления российского СКП — по делу против Владимира Барсукова (Кумарина), еще одного предполагаемого главаря «тамбовских», которого сейчас судят в Москве.
По другой версии, Соболевского могли снять с должности после проведенной в СКП проверки Счетной палаты, которая выявила многочисленные нарушения.
Ведомство Сергея Степашина проводило проверку Следственного комитета весной этого года по запросу того же депутата Хинштейна. Как рассказал «Газете.Ru» сам Хинштейн, проверка уже завершена, а ее результаты были представлены на коллегии Счетной палаты 17 апреля. «Аудиторы выявили различные нарушения в финансовой деятельности СКП. В частности, закупки различных товаров и услуг для госнужд проводились без тендеров и аукционов по завышенным ценам», — рассказал депутат. Ссылаясь на имеющееся у него заключение Счетной палаты, Хинштейн привел пример с закупкой бензина для служебных автомобилей: вместо розничной цены на 95-й бензин в 22 рубля 19 копеек ведомство, согласно документам, платило 25 рублей.
Кроме того, руководство СКП при покупке жилья для своих сотрудников заключало контракты не с застройщиками, а с риэлтерами, на что также уходили дополнительные бюджетные средства. «К тому же распределялись эти квартиры очень интересным образом: две были выделены помощникам Бастрыкина, которые уже имели собственные квартиры в Петербурге, а еще одна — его старшему референту», — утверждает Хинштейн. Также, по словам депутата, бюджетные деньги ведомство Бастрыкина тратило на фрахтование чартерных самолетов: они арендовались полностью, причем не для следственных групп, спешащих к месту громкого преступления, а исключительно для самого главы СКП и его ближайших помощников. «Причем даже во время проверки Счетной палаты ведомство продолжало бронировать самолеты для Бастрыкина, ничего не стесняясь», — добавил Хинштейн.
На коллегии Счетной палаты, где были оглашены эти нелестные для СКП данные, ведомство представлял как раз Соболевский, отвечающий в комитете за хозяйственную деятельность.
«Это также могло стать причиной его увольнения», — полагает депутат Хинштейн. Стоит отметить, что результаты проверки Счетной палаты, завершенной более месяца назад, до сих пор не опубликованы на сайте ведомства. В пресс-службе СП «Газете.Ru» пояснили, что отчет о проверке был помечен грифом «Для служебного пользования», поэтому его и нельзя было публиковать.
В самом Следственном комитете еще в апреле заявили, что существенных нарушений аудиторы Счетной палаты не выявили, а наоборот, установили, что СКП нужно выделять больше денег, чем сейчас.
«Выявлена необходимость укрепления и модернизации материально-технической базы следственных органов, создания условий, способствующих более оперативному и эффективному реагированию на совершенные преступления, принятия дополнительных мер по усилению социальной и правовой защищенности работников, а также необходимость выделения дополнительных бюджетных средств для решения задач, поставленных перед Следственным комитетом», — говорится в официальном сообщении СКП.