Бывшего юриста ЮКОСа Светлану Бахмину во вторник освободили заочно — сама осужденная на решающее заседание не пришла, передав через адвокатов заявление, в котором просила слушать дело без нее. Участники процесса не возражали, телеоператоры и фотографы разочарованно пожали плечами, и заседание началось. Судья Ирина Вырышева принесла из совещательной комнаты несколько папок с документами — за время рассмотрения ходатайства с мая 2008 года дело об УДО раздулось до нескольких томов. Во вторник адвокаты попросили приобщить к нему наконец-то полученное и заверенное нотариально свидетельство о рождении дочери Бахминой Анны, которая появилась на свет 28 ноября прошлого года.
Еще один документ, которым пополнилось в последний день рассмотрения дело об УДО Бахминой, — ее характеристика из СИЗО № 1 «Матросская Тишина».
Как пояснили в перерыве «Газете.Ru» адвокаты заключенной, за этим изолятором Бахмину «закрепили» с ноября прошлого года, но фактически она находится в подмосковной больнице. Представитель СИЗО Олег Гафаров, зажатый на одной из скамеек в зале суда между друзьями семьи Бахминой и журналистами, передал судье характеристику, которую председательствующая немедленно огласила.
«Бахмина Светлана Петровна, осужденная к 6,5 года колонии общего режима и отбывающая наказание с 7 декабря 2004 года, поддерживает хорошие отношения с сокамерниками, вину осознала и полностью раскаялась в содеянном, режим не нарушает, всегда имеет опрятный внешний вид, в свободное время занимается чтением художественной литературы и воспитанием трехмесячной дочери. То есть характеризуется положительно и в дальнейшем наказании не нуждается», — бодро отчеканила судья Вырышева. «Добавить к такой характеристике нечего», — сказал представитель ФСИН Гафаров и сел на место.
Адвокаты Бахминой по очереди высказались в ее защиту. «Речь идет о женщине. У Бахминой трое малолетних детей. Дело, по которому ее осудили, — хозяйственное, и она уже отбыла больше половины срока», — отметил адвокат Семен Ария. Защитники Руслан Смакаев и Роман Головкин призвали судью Вырышеву «дать воссоединиться этой семье», напомнив, что у Бахминой, помимо родившейся за решеткой дочери, есть еще двое старших сыновей — 7-летний Федор и 11-летний Григорий.
«Неужели вы от них отвернетесь, ваша честь?» — закончил речь пожилой юрист Ария и пристально посмотрел на председательствующую.
Чтобы дети Бахминой буквально стояли перед глазами судьи, адвокат подошел к ее кафедре и протянул фотографию своей подзащитной с сыновьями.
— Иногда наглядность бывает полезной, — заметил Ария, протягивая карточку.
— Но порядком судебного заседания не предусмотрено, я не могу приобщить…— начала было судья Вырышева.
— Да я не прошу приобщить, пусть просто у вас тут полежит.
— Спасибо, — улыбнулась председательствующая и положила фото рядом с раскрытым томом уголовного дела.
Посмотрев на фото еще несколько секунд, судья дала слово стороне гособвинения. «Ходатайство осужденной Бахминой законно и обоснованно», — выпалил прокурор Антон Давыдов, поднявшись с места. Подруга и бывшая одноклассница Бахминой Ольга Калашникова охнула и закрыла лицо ладонями, прошептав: «Неужели». «Отбыла больше половины срока, охарактеризовала себя с положительной стороны», — продолжал перечислять все те же доводы гособвинитель и наконец закончил:
«Сторона обвинения просит суд удовлетворить ходатайство».
Решения судьи ждали недолго — Вырышева вышла из совещательной комнаты примерно через полчаса. «Суд постановил: осужденная Бахмина доказала свое исправление, у нее сформировалось уважительное отношение к человеку и обществу, она утратила общественную опасность и не нуждается в дальнейшем отбытии наказания в местах лишения свободы», — объявила председательствующая. В зале раздались аплодисменты, стоящие в последнем ряду журналисты запрыгнули на скамейки, а друзья семьи стали наперегонки звонить мужу Бахминой Михаилу Журавлеву.
«Надеюсь, сегодня ее отпустят, хотя говорят, что могут и до завтра продержать. Да это не важно уже, — вытирала слезы подруга освобожденной Калашникова. — Я ее с мужем встречать не поеду, это слишком интимное, только для семьи, а вот придет в себя немножко, соберемся все вместе, отметим». «Забирать будет муж сегодня вечером, на несколько дней ее, я так думаю, нужно оставить в каком-то разумном покое», — сказал «Газете.Ru» друг Бахминой Денис Силютин.
Ни друзья семьи, ни адвокаты освобожденной Бахминой тайну ее местонахождения не раскрывают. Как пояснил защитник Головкин, после того, как постановление суда доедет до СИЗО, Бахминой повезут документы об освобождении, которые она подпишет и после этого выйдет на свободу. Прокурор Давыдов предположил, что это может произойти не сегодня вечером, а завтра утром: «Зависит от того, успеют ли снять ее с довольствия».
«Я не знаю, когда это произойдет. Конечно, поеду ее встречать, но мне еще не объяснили, куда ехать, когда, — сказал «Газете.Ru» по телефону взволнованный Михаил Журавлев через час после вынесения решения. — Я услышал по радио, что Светлану освободили, а потом все стали звонить. Не знаю, сказали ли ей уже. В любом случае, и сегодня и завтра мы готовы подождать, все равно ведь все закончилось».