Медики и спасатели продолжают работу на месте крушения Boeing 737, который в среду утром разбился вблизи аэропорта Амстердама Схипхол. По данным голландских СМИ на 17.00, большинство пострадавших — более 80 человек — уже эвакуированы с места катастрофы. Их отвозят в близлежащие больницы Spaarneziekenhuis и Kennemergasthuis, несколько человек пришлось доставить в университетский госпиталь Амстердама, где им были сделаны экстренные операции. Как отмечают выжившие пассажиры рейса 1951, у большинства людей переломаны руки и ноги.
Жертв трагедии, вопреки первым сообщениям турецких властей и руководства авиакомпании Turkish Airlines, которой принадлежал самолет, избежать не удалось.
По словам бургомистра города Харлеммермеер Михеля Безуйена, в авиакатастрофе погибли девять человек.
По информации, которую пока не подтверждают, но и не опровергают официальные власти, трое погибших — члены экипажа самолета (пилоты и стажер). Голландская газета De Telegraaf сообщает, что тела двух пилотов не могут вынуть из искореженной кабины лайнера. На экстренной пресс-конференции, организованной в среду днем в аэропорту Схипхол, бургомистр Безуйен также сообщил, что из 135 человек, находившихся на борту авиалайнера (по другим данным, в самолете все-таки было 134 человека), 50 пострадали, а 25 госпитализированы в особо тяжелом состоянии. Хуже всего пришлось тем, кто находился в хвосте самолета, — именно на него пришелся основной удар.
МИД Турции, в свою очередь, заявляет, что катастрофа унесла десять жизней. Но голландские власти эту информацию не подтверждают.
Большинство пассажиров — 75 человек — граждане Турции, пишет De Telegraaf. Гражданство остальных уточняется. По данным Reuters, на борту находилось несколько американцев — сотрудники компании Boeing летели в командировку в Амстердам. Сейчас их судьба выясняется. Россиян среди пассажиров самолета не было.
Пока на месте трагедии работают экстренные службы, полиция перекрыла шоссе А-9 — по нему ездят только «скорые помощи» и спасатели. Работа аэропорта Схипхол, занимающего пятое место по загруженности в Европе, временно приостановлена. 10 ближайших рейсов были отменены и еще 10 отложены на неопределенное время.
Говорить о возможных причинах крушения официальные власти пока отказываются. «Сейчас главное — оказать помощь людям», — сказал на пресс-конференции бургомистр Безуйен. Ранее в качестве возможных причин трагедии назывались как плохие погодные условия (в Амстердаме в среду утром было облачно), так и возможный отказ одного из двигателей. Однако в турецкой авиакомпании отмечают, что Boeing был в хорошем состоянии и прошел полный технический контроль совсем недавно — 22 декабря 2008 года.
Эксперты полагают, что лайнер мог упасть из-за неправильной посадки: пилот «не попал на глиссаду» — траекторию снижения самолета.
«Когда самолет садится, он должен идти по определенной траектории. Скорее всего, пилот сбился с этой траектории либо из-за собственной ошибки, либо из-за ошибки в приборах», — сказал «Газете.Ru» академик Российской академии транспорта, бывший начальник Центра авиационной безопасности Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Герман Никулинский. По словам эксперта, большего числа жертв удалось избежать благодаря тому, что самолет уже достаточно снизился. «Удар был не особенно сильным, поэтому топливные баки не взорвались и пожара не было», — пояснил академик.
По другой версии, топливо в баках самолета закончилось раньше времени. Из-за нехватки керосина Boeing и упал.
Ее выдвинули сразу несколько голландских телеканалов, а также ряд турецких СМИ, однако представители Минтранса Турции поспешили опровергнуть эти сообщения, назвав их «спекуляциями».
Прояснить обстоятельства трагедии должна расшифровка бортовых самописцев. Как сообщил представитель нидерландского Агентства по безопасности Фред Сандерс, «черные ящики» Boeing-737 уже найдены. В ближайшее время самописцы отправят на экспертизу в Париж.