Министр образования Андрей Фурсенко впервые пошел навстречу Русской православной церкви. На традиционных Рождественских чтениях в храме Христа Спасителя, состоявшихся в минувшее воскресенье, он заявил, что в Минобрнауки уже подготовлены и утверждены подзаконные акты «кадрового обеспечения духовных вузов», согласно которым «при лицензировании в состав педагогических работников с учеными степенями включаются преподаватели с богословскими учеными степенями и званиями». Таким образом, Минобрнауки начало реализовывать принятые Госдумой в феврале 2008 года поправки в закон «Об образовании».
Согласно этому документу, духовные семинарии будут получать государственную лицензию.
Дипломы и диссертации выпускников духовных академий, согласно принятым поправкам, приравниваются к светским. До последнего времени ученые богословские степени не признавались Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Это означало, что у духовных семинарий и академий раньше не было профессоров, сертифицированных государством. Выступление Фурсенко на Рождественских чтениях, вероятно, положит этому конец. Пока право на лицензирование получили Московская, Смоленская и Хабаровская духовные семинарии. Теперь их выпускники будут полноценными профессорами.
Кроме того, если остальные подзаконные акты Минобрнауки вступят в силу, курс основ православной культуры (ОПК) может стать официальным, а не факультативным предметом.
В Русской православной церкви (РПЦ) заявлению министра Фурсенко обрадовались, но пока предпочитают относиться к нему с осторожностью. Минобрнауки до последнего времени противилось введению ОПК в российских школах. Также ведомство под давлением научного сообщества долго отказывало в госрегистрации для богословских вузов. «Этого давно добивались в РПЦ. При советской власти все духовные семинарии и академии были вне закона. То, что Фурсенко дал обещание, очень хорошо, но пора претворять слова в жизнь», — сказал «Газете.Ru» глава пресс-службы РПЦ отец Владимир Вигилянский, также отметив, что во многих странах давно дают степени доктора по теологии.
В трех духовных семинариях, ставших «первыми ласточками», заняты согласованием нормативных актов с Минобрнауки и пока заявление Фурсенко комментируют скупо.
«Соответствующие нормативы сейчас еще разрабатываются, и комментировать еще нечего. В любом случае тенденция положительная, иначе мы бы этим не занимались», — заявили «Газете.Ru» в Смоленской духовной академии. «Все это пока только выражение намерений. То, что сказал Фурсенко, еще должно быть подтверждено законодательными документами. Еще нужно принять подзаконные акты.», — отметил заведующий делами Московской духовной академии иеромонах Савва. По словам собеседника «Газеты.Ru», разрабатывать подзаконные акты в семинариях начали еще в прошлом году. «Сейчас мы включаем необходимые для получения ученой степени науки. В нашем случае они довольно специфичные: миссиология, догматическое богословие и так далее», — рассказал иеромонах.
При этом, как отметил Савва, будущим профессорам богословия с гослицензией все равно придется непросто. «Мало знать все дисциплины на «пятерки». Этого может не хватить для рукоположения. Ведь человек может знать все, но быть плохим. Часто оказывается так, что человека отчисляют, когда видят, что он не очень хороший», — отметил заведующий делами столичной духовной академии.
В научном сообществе поведение Фурсенко на Рождественских чтениях вызвало недоумение.
«Судя по тому, что я успел прочитать в СМИ, Минобрнауки поставили раком», — сказал «Газете.Ru» заместитель директора Института проблем передачи информации по научным вопросам Михаил Гельфанд.
В апреле 2008 года Гельфанд, собрав подписи полутора тысяч докторов и кандидатов наук, направил в Минобрнауки письмо, в котором выразил свое недовольство попыткой введения в школах ОПК и государственного признания ученых степеней по теологии.
«Еще в прошлом году, отвечая на это письмо, министерство согласилось с доводами о том, что богословие — не дело государства», — напомнил эксперт. По его словам, ссылки на старые европейские университеты, дающие докторские степени по богословию, – «лукавство, поскольку в западных странах нет практики государственной сертификации ученых степеней». Собеседник «Газеты.Ru» также отметил, что гослицензирование профессоров богословия – очередная попытка РПЦ проникнуть в школы. «Им нужны кадры учителей и преподавателей, причем не простых, а официально допущенных к преподаванию в школах и университетах. Если они получат государственное признание своих степеней и дипломов, то преподавание основ православной культуры в школах и вузах можно будет сделать обязательным. В Поволжье и на Северном Кавказе точно так же обязательными станут уроки ислама. Они разорвут страну.», — резюмировал Гельфанд.