Финансовый кризис стал причиной резкого подорожания лекарств в России. Депутаты и фармацевты прогнозируют, что в ближайшее время цены в аптеках будут расти еще больше, поэтому необходимые препараты лучше купить заранее, из старых партий.
Впрочем, Росздравнадзор утверждает, что паниковать гражданам пока рано и что чиновники держат ситуацию под контролем. По словам заместителя руководителя службы Елены Тельновой, выше остальных цены подняли аптеки, потом — дистрибуторы и меньше всего стоимость лекарств подскочила непосредственно у производителей. «Причем по Москве, в Сибири и на Дальнем Востоке подорожание примерно одинаковое. Есть лекарства, цена на которые поднялась на 1,5%, а есть и перепады значительно серьезнее», — отметила Тельнова. Главной причиной резкого подорожания она назвала «изменение на мировом валютном рынке».
С Росздравнадзором согласны владельцы аптек, которые также считают, что на цену лекарств влияют прежде всего курсы евро и доллара.
Правда, предприниматели называют другие цифры и утверждают, что за полтора месяца на некоторые товары им пришлось поднять цену в полтора раза.
«Например, в декабре только у оптовиков мезим форте стоил 42 рубля, а сейчас 66 рублей», — привел пример глава фармацевтического холдинга «Здоровая планета» Роман Бурмистров. (В аптеках после всех наценок упаковка этого лекарства стоит около 200 рублей.) Глава холдинга посетовал, что после перестройки в России практически не осталось фармацевтических заводов, а также предприятий по производству необходимых субстанций для лекарств. Поэтому около 70% таблеток и микстур приходится покупать за границей. Бурмистров отметил, что основными поставщиками субстанций в настоящее время являются Китай и Индия, которые за много лет работы успели стать монополистами в этой сфере.
«При этом поставщики назначают цены в евро или долларах, что при нынешней разнице курса валют сильно бьет по карману», — заключил предприниматель.
Вторую проблему для фармацевтического бизнеса создает банковский сектор. «В настоящий момент он не работает как в России, так и за границей, — отмечает Бурмистров. — Все западное производство кредитовалось под дешевые проценты и поступало поставщикам в Россию с отсрочкой на полгода». Но теперь в связи с крахом мировой экономики все иностранные компании перешли на предоплату.
Российские фармацевты такую роскошь себе позволить не могут, поэтому сужают ассортимент и покупают только самые ходовые препараты. Бурмистров рассказал, что дефицит некоторых товаров на прилавках аптек ощущается уже сейчас. Например, на 20% от объема общих продаж сократились поставки лекарств для лечения органов пищеварения.
Скорее всего, в ближайшее время на прилавках аптек станет меньше БАДов, витаминов и омолаживающих средств.
«Именно от них во время кризиса в первую очередь начали отказываться покупатели», — объяснил Бурмистров. Сейчас около 40% ассортимента аптек составляют препараты стоимостью от 50 до 150 рублей.
Аптекам пришлось также поднять цены на лекарства из-за слишком высокой арендой платы, которая по Москве устанавливается в основном в тех же долларах и евро. Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников отметил, что цены на съем помещения подскочили также и в Сибири, и на Дальнем Востоке, несмотря на то, что в этих регионах арендаторы берут плату в рублях.
Тельнова и Колесников утверждают, что новые цены на лекарства не коснутся льготников.
Замглавы Росздравнадзора заявила, что лекарства по программе ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение) уже закуплены на полгода вперед и средства для ее дальнейшей реализации выделены в госбюджете. «То же касается и обеспечения больниц и госпиталей», — добавила Тельнова. Колесников отметил, что для нормального обеспечения льготников и больниц лекарственными препаратами правительству придется добавить в статью расходов дополнительные 15–16 млрд рублей. Депутат считает, что решить проблему постоянных дополнительных расходов на лекарства можно, только наладив производство субстанций в своей стране: препараты не придется покупать за рубежом, и такое предприятие окупит себя уже через несколько лет. Для того чтобы купить землю и построить на ней завод, понадобится, по подсчетам Бурмистрова, около 1–2 млн евро. «Но, конечно, для этого нам необходима поддержка правительства и банков», — заключил предприниматель.