Во вторник сотрудников Фонда Ролана Быкова, который располагается в Москве по адресу Чистопрудный бульвар, дом 12А, не пустили на работу. У стеклянных дверей главного входа с самого утра стояли два сотрудника некоего ЧОПа и еще несколько человек в штатском (как выяснилось позже, это были судебные приставы). Они закрыли двери изнутри, а всем, кто пытался войти в здание, заявляли, что «внутрь нельзя, по крайней мере, сегодня». «Вот мой билет, я в кино, на сеанс в 12.50», — убеждала охранников пожилая зрительница кинотеатра «Ролан», который находится в том же здании. «Кина не будет», — отшучивались приставы, но двери держали крепко.
«Это захват здания. Помещение Фонда Ролана Быкова захвачено рейдерами», — заявил корреспонденту «Газеты.Ru» племянник покойного Ролана Быкова, один из руководителей фонда Григорий Пажи.
Пажи, стоя на крыльце «Ролана» и время от времени дергая ручку двери, рассказал, что рано утром в здание вошли судебные приставы и сотрудники Росимущества, которые заявили, что из помещений фонда будут выселять арендаторов. «Они говорят, что сейчас будут вещи выносить», — сказал Пажи журналистам. По словам руководителя фонда, после выселения здание на Чистопрудном бульваре передадут в «активное пользование» Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). «Это какой-то ужас, у меня там все документы, мне сегодня зарплату сотрудникам платить», — возмущалась женщина в шубе, представившаяся главным бухгалтером фонда. Вскоре Пажи впустили внутрь, а еще через полчаса из здания кинотеатра вышел представитель Росимущества и сказал журналистам, что сотрудники ведомства действуют на основании решения суда.
Как пояснили «Газете.Ru» в Росимуществе, фонд получил помещение на Чистопрудном бульваре от государства в пользование бесплатно в 1994 году и должен был занимать его по договору вплоть до 31 декабря 2044 года.
Однако выяснилось, что фонд занимался «незаконным получением выгоды от использования федерального имущества» — то есть сдавал не принадлежащие ему помещения в субаренду.
При этом, как отметили в Росимуществе, никаких разрешительных документов на сдачу офисов Фонд Ролана Быкова не получал. Правда, получив соответствующий документ, организация все равно не смогла бы зарабатывать на аренде. В договоре с Росимуществом от 1994 года прописано, что при сдаче помещений в аренду «пользователь обязуется перечислять 100% арендной платы в госбюджет». «Но деньги поступали только на расчетный счет самого фонда», — сказали в Росимуществе.
По подсчетам чиновников, только за последние три года федеральный бюджет из-за действий фонда недополучил за пользование помещением более 1 млрд рублей.
На январь 2009 года в семиэтажном здании располагались 52 посторонние организации, среди которых ресторан «Ностальжи», мебельный магазин «Английские интерьеры», Инвестбанк, турфирмы, строительные компании и агентства недвижимости. Представители этих компаний во вторник по очереди приезжали в свои офисы, видели закрытые двери, ругались с охранниками и уезжали. «Это давно должно было случиться, естественно, мы все знали, что рано или поздно это произойдет. Вся эта имущественная тяжба ни для кого не новость. Сейчас помещения опечатают, вещи наши, надеюсь, нам выдадут, и придется искать новое помещение», — сказал «Газете.Ru» один из не допущенных в здание субарендаторов. Мужчина представился Дмитрием и сказал, что уже несколько лет снимает на четвертом этаже дома № 12А помещение для «небольшой кинокомпании».
В Росимуществе говорят, что предупреждали фонд о том, что выселение запланировано на 10 февраля. Его руководство должно было предупредить о решении суда и своих арендаторов. «Наиболее разумные арендаторы съехали. Но таких было меньшинство», — добавили чиновники. «Наш шеф уже новый офис арендовал, ремонт сейчас там делает. Но отсюда еще не съезжал — видимо, сейчас там вещи собирает», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник одной из строительных компаний, который вместе с десятком товарищей по несчастью проводил рабочий день, стоя на бульваре.
Помимо 52 организаций-субарендаторов и самого Фонда Ролана Быкова, в здании находятся кинотеатр «Ролан», а также продюсерская фирма «Профит» и кинокомпания «Парадиз», которые являются соучредителями фонда. Как рассказал глава фирмы «Профит» Игорь Толстунов, которого корреспондент «Газеты.Ru» встретил в кафе неподалеку от «Ролана», для него случившееся во вторник явилось «полной неожиданностью». «Наш офис уже лет 20 находится в этом здании, а сегодня мы не смогли туда попасть, и работа встала. Я, конечно, слышал, что есть решение суда, но надеюсь, что его можно оспорить. Надеюсь, окажется, что фонд прав», — сказал Толстунов.
О дальнейшей судьбе кинотеатра «Ролан» соучредителю фонда ничего не известно.
«Не знаю, что будет дальше. Если выселят, то на месте кинотеатра и киностудий будут, наверное, офисы. Очень жаль», — развел руками Толстунов и попросил официанта налить сидящим с ним за столиком сотрудницам продюсерского центра еще чаю.
В самом фонде говорят, что к внезапному и к тому же насильственному отъезду были не готовы. По словам одного из сотрудников, Министерство культуры обещало выдать организации альтернативное помещение, а потом уже позволить выселить. Представители Росимущества рассказали, что с просьбой о выдаче помещения к ним никто из фонда не обращался. «Если они напишут заявление, мы, конечно, пойдем на уступки», — добавили в службе.
Выселить фонд из предоставленного помещения Арбитражный суд Москвы постановил еще 27 декабря 2007 года. Кроме того, тогда суд привлек 28 организаций, незаконно занимавших помещение, к административному штрафу в 20 тыс. рублей. Фонд не согласился с решением суда и подал апелляцию. Судебные разбирательства шли почти весь 2008 год. Различные судебные инстанции то принимали, то отклоняли жалобы Фонда Ролана Быкова. В итоге 11 декабря 2008 года Высший арбитражный суд РФ оставил в силе все обвинительные судебные акты против фонда. Было доказано, что непосредственно Фонд Ролана Быкова помещением не владеет и не заключал никаких сделок по поводу купли-продажи здания на Чистопрудном бульваре. Представители фонда на судебных заседаниях и в интервью журналистам не отрицали, что сдавали помещения в аренду, но делали это потому, что других способов финансирования организации не было.