В среду военная прокуратура ПУрВО частично обнародовала результаты своей проверки вспышки пневмонии в Еланской учебной дивизии, находящейся в 130 км от Екатеринбурга. Эта проверка началась 11 января, спустя три недели после начала массового заболевания солдат. Уже после нее, 16 января, стало известно о смерти 23-летнего призывника из Челябинской области Антона Юматова. В заключении о его смерти в графе «причина» значится: двусторонняя тотальная абсцедирующая пневмония.
Как заявил в среду на специально собранной пресс-конференции заместитель военного прокурора ПУрВО Владимир Егоров, причиной массового заболевания стали антисанитария и теснота в казармах.
Именно это способствовало быстрому распространению инфекции среди новобранцев. Санитарная норма из расчета 12 кубометров на одного человека в Еланском учебном центре не соблюдалась. Кроме того, подчеркнул Егоров, было обнаружено, что больных солдат поначалу держали в казармах вместе со здоровыми.
Впрочем, в прокуратуре считают, что антисанитария в казармах стала лишь одним из факторов: главной версией военной прокуратуры остается неправильная вакцинация солдат. Всех новобранцев, прибывших в начале декабря в часть, поставили на довольствие, разместили в казарме и практически одновременно сделали им три прививки: против гриппа, столбняка и пневмонии. Тогда солдаты и стали заболевать один за другим.
Вспышка пневмонии развивалась стремительно, и к началу января ситуация вышла из-под контроля. Количество заболевших солдат стало превышать количество коек, после чего были задействованы гражданские больницы расположенного неподалеку Камышлова. Однако командование части до последнего не докладывало «наверх», несмотря на предписания сообщать в Москву в случае одновременного заболевания более 50 человек. Кстати, военные до сих пор говорят о 95 заболевших, которые поступили с 20 декабря по 12 января в окружной госпиталь в Екатеринбурге. Хотя, по информации местных правозащитников, только в Камышлове проходили лечение около 200 солдат.
По другим данным, заболевших вообще было около тысячи, причем многих солдат лечили в казармах, переделанных в лазареты.
ЧП в Еланском гарнизоне вообще стали серьезно расследовать только после гибели Юматова: на третий день после смерти солдата, еще не принявшего присягу, военно-следственное управление ПУрВО возбудило два уголовных дела: по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) и по ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекших смерть человека). Последовали и кадровые перемещения. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе ПУрВО, от командования отстранили начальника Еланского гарнизона и командира дивизии полковника Виктора Бизяева, известного еще по делу Андрея Сычева (Бизяев был в составе командования Челябинского танкового института, где Сычев лишился ног). По некоторым данным, его уже представили к увольнению из Вооруженных сил. По словам председателя екатеринбургского Комитета солдатских матерей Марины Лебедевой, к отставке представлен и начмед ПУрВО Евгений Боярских.
«Антону Юматову сделали все три прививки 13 декабря. Спустя неделю он заболел и фактически неделю, до 26 декабря, помощь ему не оказывали. Или больных было много, или на него не обращали внимания, или постеснялся сам. В результате только 26 декабря его отвезли в гарнизонную еланскую медсанчасть и только 29 декабря привезли в госпиталь в Екатеринбург», — рассказала «Газете.Ru» Лебедева. Во время переезда Юматов успел поговорить с родителями.
Он сообщил, что лежал в учебном центре с очень высокой температурой и пять дней ничего не ел, упомянул о проблемах с питьевой водой, а кроме того, рассказал, что не раз был поднят ночью «пинками сержантов» для мытья полов, выходил на построение без бушлата, который «в шутку» прятали его сослуживцы.
Пресс-служба ПУрВО в среду информацию опровергла. Тем не менее родители Антона Юматова намерены подать в суд на Министерство обороны России. Уже сегодня они написали доверенность на имя Лебедевой с просьбой представлять их интересы в суде.