Во вторник столичное правительство обсудило итоги реализации генплана развития города за прошлый год и проект актуализированного генплана на период до 2025 года. Как признался председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин, увеличивается дисбаланс в развитии всех подсистем города. В частности, в столице сохраняется существенное отставание по строительству объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечению социально-гарантированного уровня обслуживания населения объектами культуры, физкультуры и спорта, детскими дошкольными учреждениями, по созданию и реконструкции объектов общего пользования, развитию системы индивидуальной переработки бытовых отходов, ликвидации шумового загрязнения города.
Продолжает ухудшаться и техническое состояние жилищного фонда.
«Продолжавшееся из года в год отставание мощностей ремонтно-реконструктивной базы города от современных потребностей негативно сказалось на уровне технического состояния жилищного фонда. Так, за 2007 год в городе произошло увеличение объема жилищного фонда, находящегося в ветхом и неудовлетворительном состоянии, на 2,2 млн кв. м общей площади», — порадовал главный архитектор.
Исправлять сложившуюся ситуацию в мэрии намерены по новому генплану. В частности, Москомархитектура предлагает уменьшить и стабилизировать долю физически амортизированного и морально устаревшего жилищного фонда до 10% за счет сноса ветхого жилья и пятиэтажек, а также 9–12-этажного панельного фонда серий 1605-АМ, II-49, II-57 «в зонах городской активности — на примагистральных территориях, в городских узлах и многофункциональных зонах». Ежегодные объемы нового строительства предполагается сохранять на уровне около 5 млн кв. м общей площади.
Основное же новшество документа — разделение территории Москвы на две зоны: стабильную и требующую реорганизации.
На стабильных территориях не предусмотрено никакое новое строительство, кроме недостающей конкретному району социальной и инженерной инфраструктуры. В зонах реорганизации свободы для полета фантазии и инвестиционных вложений будет больше. Главное — не перейти за предельные нормативы плотности застройки, определенные в генплане для этой территории. По словам Кузьмина, в зону реорганизации войдут коммунальные, промышленные зоны, участки, где сносятся дома.
По его оценке, зоны стабильности в Москве вместе с зелеными территориями составляют не более 20% города. «Конечно, чем цивилизованнее город, тем больше в нем зон стабильности. Москва, к сожалению, в этом плане — не цивилизованный город», — констатировал чиновник.
В качестве иллюстрации Кузьмин привел пример «стабильного» района Строгино, «где все уже построено, и пихнуть сюда можно только соцкультбыт». Здесь не нужны проекты планировки — только межевания и благоустройства. В другом примере — районе Мневники — предстоит сносить пятиэтажки, делать проект планировки территории и выносить его на общественные слушания.
Как рассказал Кузьмин журналистам после заседания, если бы он рассматривал относящуюся к его микрорайону часть генплана не как главный архитектор, а как простой житель, то первым делом оценил бы состояние своего жилого фонда: «Если дом не в самом лучшем состоянии, я попытался бы попасть в «зону развития», если в хорошем — в зону стабилизации». На вопрос «Газеты.Ru», как попасть в ту или иную зону, главный архитектор ответил лишь загадочной улыбкой.
Нет ответа на этот вопрос и в самом генплане. Как и в требующем проведения публичных слушаний городском Градостроительном кодексе.
Согласно этому документу никакой юридической силы предложения и замечания жителей не имеют. Единственное, что было им обещано, — так называемые «согласительные комиссии», которые будут работать во всех 124 управах города.
Как объяснил председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, «сочетание общественных и публичных интересов — фундаментальная дилемма градостроительства». «Не может быть прерогативы общественных интересов в таком городе, как Москва, с другой стороны, нельзя с ними и не считаться», — отметил он. По его словам, слушания не предполагают голосования и принятия решений. Это «диалог с жителями, учет их мнения».
Тем не менее слушания нужны, чтобы принятый закон о генплане был легитимным. И провести их надо «качественно», обеспечив «прозрачность, открытость, представительность и культуру проведения». «В других городах России есть примеры, когда результаты слушаний были опротестованы, что свело на нет проделанную работу и принятие закона о генплане», — объяснил Москвин-Тарханов.
В каждом районе уже выделено специальное помещение для работы таких комиссий, а также для размещения карт и схем генплана и проведения самих слушаний. Начнутся они 1 марта и продлятся два месяца. После этого генплан поступит в Мосгордуму, чтобы быть принятым в виде закона.
Чиновники рассчитывают, что слушания будут идти «цивилизованно». «Сейчас и ситуация в городе, и жители не те, что раньше, — считает Кузьмин. — Если 10 лет назад они бросались под экскаваторы, то сейчас приходят к нам с расчетами и ноутбуками. И в языке документов разбираются лучше, чем многие мои сотрудники».