Столичная программа видеонаблюдения провалена. Об этом заявил мэр столицы Юрий Лужков на совещании с представителями правоохранительных органов в среду.
Эффективность столичной системы видеонаблюдения, на которую из городского бюджета уже потрачено более 500 млн рублей, составляет не более процента, признал Лужков.
С начала года при помощи системы видеонаблюдения в городе было раскрыто всего 280 преступлений. А за показаниями камер следят пенсионеры. Градоначальник даже выразил сочувствие «очумевшим» от такой работы операторам визуального контроля. «А то приезжаешь в диспетчерский пункт, сидят там бабушки, у каждой женщины по 16 экранов, — поделился мэр. — Она просто очумела от всего того, что видит на этих экранах. Не потому, что на них что-то такое страшное, а потому что это страшно утомляет человека, у него теряется внимание». Лужков потребовал от чиновников срочно модернизировать систему, пообещав на это дополнительные средства.
Единая система обеспечения безопасности города (СОБГ), объединяющая в себе средства наблюдения, охраны и оповещения. СОБГ является одним из основных блоков городской программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006–2010 годы.
В рамках этой программы были установлены 80 тыс. систем видеонаблюдения в общественных местах и подъездах домов. Предполагалось, что они охладят пыл бандитов и успокоят граждан. Но, как оказалось, бюджетные миллионы были потрачены впустую — система не работает.
Первыми об этом заговорили правоохранительные органы. Еще полгода назад замначальника Управления оперативного реагирования и научно-практического обеспечения штаба ГУВД по Москве Дмитрий Солоненко на заседании комиссии по безопасности Мосгордумы заявил о необходимости срочно провести инвентаризацию систем видеонаблюдения.
По его словам, уже при создании городской системы устанавливались выработавшие свой ресурс, морально устаревшие камеры. Расположены эти камеры хаотично, а полученные с них записи никак не учитываются, нет и механизма их обработки.
Система оказалась неэффективной не только в жилом секторе, но даже на «стратегических» городских объектах. Например, по данным столичного ГУВД, при проведении финала Лиги чемпионов 21 мая качество передаваемой с систем видеонаблюдения «Лужники» информации «было недостаточным для ее обработки и принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧП». А видеокамеры на крупных магистралях вообще не отслеживают ничего, кроме пробок.
Не приходится говорить и об оперативном реагировании. В ГУВД сообщения криминального характера поступают после «первичной обработки» локальными центрами мониторинга. Центры эти отданы на откуп подрядным организациям, а операторами в них работают пенсионерки и студенты. На рабочее место одной подслеповатой бабушки выводится информация с 40–48 видеокамер (а не как насчитал мэр — 16). Впрочем, низкая разрешающая способность камер все равно не позволяет что-либо на них разглядеть и идентифицировать граждан, в том числе по базам ГУВД.
В итоге по горячим следам с помощью системы видеонаблюдения раскрывается менее 1% преступлений. Еще в нескольких сотнях случаев благодаря архиву видеоинформации были установлены личности фигурантов уголовных дел.
Хотя потребность в таком архиве огромная: ежемесячно поступает до 10 тыс. запросов о видеозаписях из территориальных ОВД.
Очевидно, что без коренной модернизации системы проблему не решить. Заняться этим в ситуации экономического кризиса желающих хватает. Скорее всего, есть уже и закулисные договоренности об освоении бюджетных денег. Другой вопрос, откуда им взяться в условиях неминуемого секвестрирования уже сверстанного бюджета. В столичном ГУВД и департаменте финансов затруднились назвать необходимую сумму и источники финансирования. А член бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Александр Крутов высказал предположение, что на модернизацию можно будет пустить средства, заложенные на эксплуатацию системы.
Однако если на установку морально и физически устаревших камер было истрачено 500 млн рублей, то на их замену потребуется не меньше. К тому же сами по себе камеры — еще не вся система безопасности.
До сих пор не решен вопрос создания единой унифицированной электронной карты города для использования ее всеми силовыми структурами. Уязвимые городские объекты (спортивные сооружения, зоны отдыха) не имеют электронных паспортов антитеррористической безопасности. А работа по «локальному мониторингу оперативной обстановки» оплачивается так низко, что даже в условиях кризиса вряд ли удастся передоверить ее кому-либо, кроме все тех же «очумевших» бабушек.