В Сочи 16 офицеров военных частей ФСБ обвинили в дезертирстве. Военным, у которых срок контрактов истек несколько лет назад, грозят условные сроки и исключение из очереди на жилье. Именно из-за положенных им по закону квартир и началось уголовное преследование, считают сами офицеры.
Военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа обвинила в дезертирстве 16 офицеров из нескольких воинских частей ФСБ РФ, дислоцированных в Сочи. Сами военные утверждают, что срок их контрактов давно истек и что они должны были быть уволены в запас еще несколько лет назад. Все дело в том, что военным не могут предоставить положенное при увольнении по закону жилье, считают фигуранты уголовных дел.
В воинских частях округа служат офицеры, прошедшие Таджикистан, Афганистан, Чечню, награжденные орденами «За службу Родине», медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». «Срок нашей службы давно закончился. У некоторых два-три года назад, у некоторых пять лет назад. Но вместо того, чтобы отправить нас в запас, командование просто вывело нас за штат», — рассказал «Газете.Ru» капитан юстиции, бывший старший следователь военной прокуратуры органов и войск ФПС РФ Александр Попков, у которого официально контракт закончился в 2004 году. Военным назначили содержание в 7 тыс. рублей в месяц и наделили секретарскими функциями.
Так, бывший командир президентской яхты «Кавказ» Михаил Никитенко, охранявший главу государства, стал ответственным за картриджи и бумагу в принтере.
Другие офицеры носили из одного кабинета в другой папки с документами. «Делать на службе нечего, кто-то приходил раза два в неделю, некоторые реже», — сказал Попков. Тогда против офицеров возбудили уголовное дело с формулировкой «отказ от исполнения должностных обязанностей» по ч. 4 ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части). Дело Попкова расследуют уже больше девяти месяцев, в нем восемь томов материалов. Аналогичные обвинения предъявляют другим офицерам. «По такой же схеме действуют с прапорщиками в Краснодарском крае», — говорит Попков. Одному из офицеров, контуженному в результате подрыва мины в Таджикистане, в своей время отказали в продлении контракта — «потому что больной» — и вывели за штат, не уволив. «А теперь его судят за отсутствие этого самого контракта!» — возмущается Попков.
Сейчас все документы по 16 возбужденным делам находятся в Военном следственном управлении по Северо-Кавказскому военному округу.
По словам председателя Комитета солдатских матерей Сочи Натальи Сердюковой, официально уволить офицеров не могут: тогда государству согласно закону от 1998 года о статусе военнослужащего придется выдать им квартиры либо деньги на их приобретение. «Но никакого жилья для военных в Сочи не строят, ни одного дома. Хотя шесть лет подряд говорят, что вот уже залили фундамент», — объясняет Сердюкова. «Поэтому нас и обвинили в дезертирстве, чтобы не давать жилья. Кому-то выгодно сократить очередь на квартиры», — считает Попков. Сам он стоит в этой очереди с 2002 года, сейчас он 167-й. Командир яхты «Кавказ», обслуживающий в военной части принтер, сначала был 36-й по счету, но через два года ему сказали, что он 110-й.
При этом у всех обвиняемых есть на руках решение суда о том, что командование должно «немедленно выполнить свои обязательства по отношению к военнослужащим с истекшим сроком контракта» и «предоставить им жилье». «Мы показывали эти документы начальству, следователям, но на это никто не обращает внимания», — говорит Попков.
Кроме прокуратуры и Минобороны офицеры писали в Совет федерации и лично президенту Дмитрию Медведеву. Ни одного ответа пока не получили. Между тем военные прокуроры грозят предъявить обвинение «дезертирам» уже в этом месяце.
«Командование в лицо говорит нам, что дело закончится не в нашу пользу: дадут условные сроки и выкинут из очереди на квартиры», — рассказал Попков.
«Сейчас, когда идет реформа армии и многих сокращают, нельзя сделать дело офицеров прецедентом. Иначе так начнут поступать по всей России. Неужели власти думают, что люди, защищавшие страну с оружием в руках, не смогут постоять за себя? По-моему, их обращение к юристам и журналистам разозлило командование, и этими уголовными делами они хотят их наказать», — считает Сердюкова.
Следственное управление и военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа в четверг от комментариев отказались.