В среду Мосгорсуд вынес приговор бывшему режиссеру МХАТа Леониду Монастырскому. За организацию покушения на бывшую жену и дочь режиссер приговорен к 6 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Как сказано в приговоре суда, 68-летний Монастырский признан виновным по ст. 30, ст. 33 и ст. 105 УК РФ (организация покушения на убийство двух и более лиц по найму, не совершенное по не зависящим от организатора обстоятельствам). Ранее гособвинение требовало для режиссера 10 лет колонии, однако суд, учитывая почтенный возраст подсудимого, решил дать ему срок ниже минимального по этим статьям.
Семейная драма произошла из-за 150-метровой квартиры режиссера, расположенной в доме 2 по улице Малая Дмитровка.
Жилплощадь, рыночная стоимость которой сейчас составляет $1,5–2 млн, в свое время получил отец подсудимого — комиссар, воевавший вместе с Брежневым на Малой Земле, Федор Монастырский. Как ранее рассказывала «Газета.Ru», в 1986 году Монастырский-младший прописал в квартире жену, балерину Большого театра Ирину Дмитриеву. Однако вскоре молодая семья развалилась. В начале 90-х отношения в семье охладились: Леонид Монастырский подозревал, что супруга толкнула его отца, тот ударился о холодильник, получил инсульт и вскоре умер. После развода Ирина Дмитриева вместе с дочерью Марфой (Леонид Монастырский считает, что не является ее биологическим отцом) уехали из квартиры и больше десяти лет жили в других местах. Однако несколько лет назад, после того как Дмитриева вышла на пенсию (пенсионный возраст балерин — 35 лет), она решила побороться за жилплощадь экс-супруга. Союзниками ей в этом стали дочь Марфа и ее муж, банкир Александр Малентович. Однако Монастырский отказался разменивать квартиру. Бывшая жена подала в суд, решение было вынесено в ее пользу, но затем оно было отменено судом вышестоящей инстанции ввиду того, что вторая сторона конфликта Леонид Монастырский лежал в больнице после коронарного шунтирования и на заседания не приходил.
В середине 2007 года Ирина Дмитриева с дочерью и зятем поселилась там вопреки протестам Монастырского, жившего там с новой женой Татьяной. Как рассказал Монастырский суду, новые хозяева выбросили их вещи — в том числе архив отца, закрыли для него вход на кухню и постоянно терроризировали в быту. Монастырский нанял для охраны своей комнаты сотрудников ЧОП «Альфа 2007», в том числе некоего Игоря Галтелова. Охранники дежурили в квартире сутки через трое, не позволяя жильцам драться между собой.
Как сообщил Монастырский на первом заседании суда, в марте 2008 года охранник Галтелов сказал ему, что «может решить проблему», и предложил устранить соседей.
«Я сразу ему сказал, что меня не интересует, что именно он сделает — переселит их, вывезет, напугает… Как только он назвал сумму — $45 тыс., я сказал, что согласен. Но долго ничего не происходило. Я стал торопить его. Галтелов требовал с меня денег, как он говорил, на машину, на три пистолета, на номера другого региона, чтобы вывезти трупы, — рассказал режиссер. — Я ответил ему, чтобы он не требовал с меня денег на пистолеты и на все эти вещи, а просто взял пластиковые мешки и надел их им на голову».
По словам Монастырского, он знал, что охранник все равно никого не убъет, но желал вызвать скандал, чтобы обратить внимание властей на происходящее в его кваритре.
Поэтому виновным он признал себя лишь частично — в том, что вообще откликнулся на предложение охранника.
Охранник действительно не собирался никого убивать. «Преступные» разговоры с Монастырским он записал на видео и передал записи в главное управление МВД по ЦФО. Милиция к заявлениям режиссера отнеслась серьезно. Утром 16 июля 2008 года была проведена операция по взятию Монастырского с поличным. Галтелов позвонил режиссеру и сообщил ему, что заказ выполнен. Режиссер приехал к Парку культуры им. Горького. Он пересел в машину Галтелова и передал ему 600 тыс. рублей. Галтелов сказал режиссеру, что «двое киллеров надеялись на полную выплату всей суммы», и ушел совещаться с оперативниками. Те решили задержать Монастырского, не дожидаясь полной выплаты. Охранник вернулся, передал режиссеру документы якобы убитых соседей. Тут же на режиссера надели наручники и увезли в отделение милиции, где он несколько часов читал дежурной смене стихи, пока не начался допрос и ему не зачитали обвинение.
Пока режиссер останется в СИЗО. Ни сам Монастырский, ни его адвокаты не удовлетворены решением суда, и защита будет его обжаловать, поэтому, когда приговор вступит в силу, пока непонятно. «Так как подзащитный заявил, что все это было спектаклем, чтобы привлечь внимание общественности, то, конечно, мы требовали для него оправдания», — сообщил «Газете.Ru» адвокат режиссера Борис Кожемякин.
Кроме того, по словам адвоката, суд исключил из обвинения корыстный мотив, «то есть обвинение предъявлено в большем объеме, чем доказательство».
Впрочем, Леонид Монастырский не удовлетворен еще и своими защитниками. По словам Кожемякина, скорее всего, его клиент в дальнейшем обратится к другим адвокатам.