Симоновский суд Москвы признал незаконными результаты конкурса, в результате которого на должности были назначены 16 столичных нотариусов. Об этом РИА «Новости» сообщила истица — помощник нотариуса Инна Ермошкина, которая подавала жалобу в прокуратуру еще в 2005 году, сразу после проведения конкурса. В понедельник ее иск был удовлетворен.
Среди тех, кто теперь лишится полномочий нотариуса, жена заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана Ирина и сын начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина Александр.%
По словам Ермошкиной, суд признал недействительным решение конкурсной комиссии Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 30 сентября 2005 года. Суд постановил, что члены конкурсной комиссии нарушили порядок объявления и проведения конкурса, не выполнили его цель, а также вышли за рамки своих полномочий по определению количества вакантных должностей, сообщила истица.
Уголовное дело по иску Ермошкиной и еще двух московских нотариусов — Эллы Боруновой и Галины Кремлевой — прокуратура Юго-Западного округа Москвы возбудила еще в декабре 2005 года. Три нотариуса, которым по результатам конкурса не досталось вакантных мест, заявили, что конкурсная комиссия действовала с многочисленными нарушениями закона. В частности, Ермошкина сообщила, что у нее за право получить хорошее место требовали взятку — $200 тыс.
Но больше всего истиц возмутило другое: возглавлял конкурсную комиссию при московском управлении Росрегистрации Александр Буксман (в то время глава управления Росрегистрации по Москве), а среди соискательниц на должность была Ирина Буксман — его супруга.
Ермошкина и ее коллеги заявили, что Буксман повел себя непрофессионально: он не только не сообщил руководству, что в конкурсе участвует его жена, но и помог выиграть престижную должность человеку без необходимого стажа — до назначения нотариусом Ирина Буксман девять лет была домохозяйкой.
Как позже установило следствие, формально Буксман все же соответствовала должности. У нее есть высшее образование, она год стажировалась у другого нотариуса, сдала необходимые экзамены, а также, согласно представленным документам, в прошлом работала юристом в некой фирме «Гусьторф» во Владимирской области. Правда, в достоверности информации о юридической практике Буксман юристы усомнились: в те годы, когда она, согласно трудовой книжке, трудилась в «Гусьторфе», ее муж работал зампрокурора Бутырского района Москвы и постоянно жил в столице. Следователи собирались проверять эти и другие факты и готовили соответствующий запрос во Владимирскую область.
Но в июне 2006 года Александр Буксман поменял место работы — его сделал своим заместителем новый генпрокурор Юрий Чайка. Уже через месяц «дело нотариусов» было прекращено — «за отсутствием события преступления».
Супруга Буксмана продолжала работать нотариусом, а ее муж служил в Генпрокуратуре. Однако 12 мая 2008 года глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин неожиданно отменил постановление о прекращении дела и поручил своим сотрудникам заново проверить, законно ли проводился злополучный конкурс 2005 года.
Как только об этом стало известно, в защиту своего зама выступил сам Чайка — он лично отменил постановление о возобновлении уголовного дела.
Генпрокурор мотивировал свое решение тем, что следствие фактически собирает материал против «спецсубъекта» — высокопоставленного сотрудника прокуратуры. Поэтому дело в отношении него должно быть выделено в отдельное производство, а вопрос о наличии в его действиях состава преступления можно решить только в судебном порядке. В пресс-службе Генпрокуратуры решение руководителя ведомства не комментировали, заявляя лишь, что истцы могут обжаловать его через суд. В кулуарах же стали говорить о том, что Бастрыкин и Чайка вышли на новый уровень межведомственного противостояния и конфликт неразрешим без вмешательства третьей стороны.
В июне генпрокурора поддержал Басманный суд Москвы. Эта судебная инстанция отклонила иск нотариусов Ермошкиной, Боруновой и Кремлевой, признав решение Чайки законным и обоснованным.
Тогда же стало известно, что главная истица Инна Ермошкина заключена под стражу — против нее расследуется уголовное дело о мошенничестве с квартирами.
Как выяснилось, дело в отношении Ермошкиной и ее супруга еще 8 апреля 2008 года возбудило Главное следственное управление ГУВД Москвы. Ей предъявлено обвинение по ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере). Под арестом нотариус Ермошкина провела два месяца — с мая по июль. В июле Мосгорсуд отказался продлить ей срок содержания под стражей, и обиженная нотариус возобновила тяжбу против Росрегистрации.
В понедельник жалобу Ермошкиной наконец удовлетворил Симоновский суд Москвы. Пока неясно, будет ли вина за незаконное проведение конкурса возложена на его конкретных организаторов и, в частности, Александра Буксмана или на ведомство в целом. Если ответчику не удастся обжаловать решение суда, своих должностей лишатся 16 нотариусов, выигравших их год назад, в том числе, как рассказала журналистам сама Ермошкина, сын главы ГУВД Москвы Александр Пронин. Ирины Буксман постановление суда напрямую не коснется — она еще в конце июля этого года добровольно написала заявление о прекращении своих полномочий в Московскую городскую нотариальную палату.