В среду поздним вечером Тверской суд Москвы отказал Следственному комитету (СК) при МВД РФ в ходатайстве о повторном аресте председателя совета директоров группы компаний «Вашъ финансовый попечитель» Василия Бойко. После 10-часового заседания, которое началось в 14.00 и закончилось в полночь, суд принял решение выпустить бизнесмена на свободу под подписку о невыезде. Теперь освобожденный в понедельник под залог в 50 млн рублей из СИЗО «Матросская Тишина» Бойко обвиняется не только в незаконном приобретении земель в Рузском районе Подмосковья, но и проходит в качестве подозреваемого по новому уголовному делу, возбужденному в 2005 году.
«В ходе расследования данного уголовного дела было установлено, что Бойко, подделав документы о праве владения земельными участками совхоза «Тучковский», требовал у их законных владельцев денежные средства за повторное оформление права собственности на их землю уже через компанию», — зачитывал на заседании текст ходатайства прокурор. Согласно данным следствия, установленная предпринимателем плата составляла $2 тыс. долларов с каждого собственника. Арендаторы же должны были перезаключить договоры, увеличивающие плату в 4 раза.
Кроме того, по словам прокурора, в случае неповиновения бизнесмен угрожал арендаторам снести все их дома, а также попросил местного священника объяснять своим прихожанам, что «здесь Бойко нужно повиноваться и не высовываться».
«По данному эпизоду он подозревается в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст.159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество), ч.1 ст.179 УК РФ (принуждение к совершению сделок), ч. 4 ст.174.1 УК РФ (легализация денежных средств, полученных в результате совершения преступления)», — резюмировал гособвинитель.
Однако адвокаты Бойко, частично изучив 4 тома уголовного дела, тут же поинтересовались у следователей, когда материалы были доставлены в Тверской суд. По словам представителей СК при МВД, дело поступило в суд около 12.20. «А тогда почему к нему подшит допрос, датированный сегодняшним днем, но время на нем стоит 13.00?» — поинтересовались адвокаты. Следователи смущенно замялись, но, тем не менее, продолжили знакомить суд с показаниями «потерпевших», полученными в ходе допроса. Правда, все они в один голос утверждали, что о Бойко «читали в СМИ, а лично им он никаких угроз не присылал», а некоторые допрошенные заявляли, что «категорически отказываются» от статуса «потерпевших».
Ведущий дело Бойко следователь Дмитрий Бардин активно жестикулировал и бросал на бизнесмена гневные взгляды, рассуждая о его виновности в новом уголовном деле. Правда, судью это выступление не убедило.
«Я хочу вам напомнить, что мы рассматриваем тут ходатайство, а виновность господина Бойко вы будете доказывать в другом суде», — раздраженно прервала она сотрудника правоохранительных органов.
Всего выступление обвинения длилось около 4 часов. За это время следователи успели задать Бойко массу наводящих вопросов, которые, правда, в большинстве своем снимались судом.
— Когда вы уехали в Киев, уже будучи обвиняемым, вы знали, что вы обвиняемый, и почему вы туда уехали?
— Вообще-то я совершал паломничество. Об обвинениях знал, но никакая мера пресечения выбрана мне тогда не была, да и я никуда бежать не собирался.
После обвинения слово предоставили защите. «Первым делом, я хочу отметить, что следователи сами развалили свое дело, так затянув выступление. Уже истекли те 48 часов, за которые должна быть выбрана мера пресечения для моего подзащитного, поэтому я считаю, что его необходимо отпустить», — напомнил адвокат Алексей Аверьянов. Он также отметил, что его клиент стал рекордсменом не только из-за суммы внесенного за него залога, но и по количеству показаний. «Василий Вадимович дал 14 томов показаний, написал несколько ходатайств о своем допросе, но следствие не удосужилось его допросить как следует», — сказал адвокат. Кроме того, как отметил юрист, «стоит учитывать еще и тот факт, что Бойко после выхода из СИЗО был задержан с ужасными нарушениями».
Бойко заявил, что не понимает сути предъявленных ему обвинений. «В 1992 году все эти земли были переданы в пользование крестьянам. В 2003 году наша компания их выкупила, а потом, будучи владельцем, сдала в аренду. Вот, собственно, и все. Мне все еще не ясна суть претензий ко мне, но я готов активно сотрудничать со следствием, чтобы доказать, что самого события преступления не было», — сказал предприниматель.
Ближе к 22.00 все участники процесса высказались, и судья удалилась в совещательную комнату для вынесения решения. Как объяснил Аверьянов «Газете.Ru», следствие раздробило одно уголовное дело на несколько мелких — по количеству якобы обманутых Бойко совхозов. «Они решили выделить каждый совхоз в отдельное производство, в этот раз добавив туда священника и какие-то угрозы», — сказал адвокат. Глядя на маячившего в дверях зала суда говорливого молодого человека в штатском, Аверьянов признался, что присутствие коллеги Бардина в коридорах его настораживает. «Им ничего не мешает задержать его еще раз. У них остался еще один неохваченный совхоз «Октябрьский», — поделился опасениями адвокат.
Сам Бойко в это время разложил перед собой несколько небольших икон и сосредоточенно молился.
Ближе к 11 часам судья вышла из совещательной комнаты и объявила, что доводы следствия о том, что Бойко может скрыться от правосудия или уничтожить доказательства, неубедительны. В ходатайстве об аресте было решено отказать. Присутствовавшие в зале суда родственники Бойко бросились обнимать предпринимателя и поздравлять с выходом на свободу. «Я бы попросил вас на минуту, Василий Вадимович», — сказал вдруг один из следователей. Бойко, его родственники и адвокаты оторопели. «Опять задержат», — прошептал один из них. Но сотрудники комитета только вручили Бойко пачку повесток для дачи показаний в СК при МВД на 15 дней вперед и с мрачным видом удалились. Бойко пообещал приходить к следователям каждый день. «Я все-таки думаю, что дело против меня было инициировано явно не бизнесменами. Они бы хоть попробовали сначала договориться, а тут — другое. Я все еще ничего не могу понять», — сказал он «Газете.Ru». Из зала суда Бойко первым делом направился в церковь, где поставил свечку и помолился в благодарность о своем освобождении. «А ведь потом все будут спрашивать, как мы это сделали. Как, как? 50 миллионов – вся цена вопроса», — радостно отметил адвокат Аверьянов, покидая зал суда.