В пятницу руководитель энергетической программы «Гринпис» России Владимир Чупров заявил РИА «Новости» о возможности распространения в Москве радиационного загрязнения. Опасения экологов связаны с затоплением строительного котлована диаметром около 30 метров на бульваре Маршала Рокоссовского, вл. 5-8 в районе Богородское. В недрах участка, отданного под строительство и известного как «Зеленая горка», захоронены промышленные отходы, представляющие собой источники радиационного и химического заражения.
«В ходе рекультивации данного участка земли были допущены ошибки. В частности, раскопали котлован, который вскоре затопило водой. Если в ходе работ вывезли не весь радиоактивный грунт, то вода в котловане содержит радионуклиды. А это уже совсем другая по степени опасности ситуация, поскольку жидкие радиоактивные отходы гораздо сложнее утилизировать. К тому же появляется вероятность более обширного распространения радиоактивного загрязнения в столице», — цитирует Чупрова РИА «Новости». По его словам, «Гринпис» предложил председателю комитета по экологической политике Мосгордумы Вере Степаненко воспользоваться своим депутатским мандатом и пройти на территорию стройки, чтобы взять пробы воды и грунта. «Гринпис» готов провести профессиональные исследования данных проб для установления степени загрязнения», — заявил Чупров.
По его данным, ранее, после замеров мощности экспозиционного излучения поверхности земли, эксперты обнаружили участки вблизи выезда со строительной площадки с мощностью излучения на поверхности до 43 микрорентген в час (норма мощности внешнего гамма-излучения составляет 10–15 микрорентген в час).
Как утверждают экологи, до начала строительства достоверная информация о могильнике отсутствовала, а с началом строительных работ выяснилось, что заказчик не имеет достаточно средств для реабилитации радиационной свалки, в соответствии с разработанным ГУП МосНПО «Радон» проектом по очистке этой территории. «Наша проверка показала, что подрядчик не соблюдал нормы безопасности. А из-за низкого качества геологических работ на стадии проектирования объекта на месте стройки образовалось озеро, содержание радионуклидов в котором может превышать установленные нормы», — заявил Чупров.
Об опасности радиационного заражения жители Богородского говорят с тех пор, как стали известны планы строительства на «Зеленой горке» двух 50-этажных жилых домов.
«Местные жители в ужасе от планов рекультивации могильника, – заявлял на многочисленных акциях протеста лидер инициативной группы жителей Богородского Сергей Зильберман. — Сейчас на поверхности «Зеленой горки» не «фонит», но представьте, что начнется, когда все это раскопают. А рядом находятся наши дома».
Сейчас, похоже, уже началось. По словам поддерживающего жителей лидера «Яблока» Сергея Митрохина, «для реализации сомнительного и, возможно, коррупционного проекта» власти сталкивали жителей и дольщиков злополучного объекта, используют последних, как «живой щит». «Власти сознательно организуют столкновения москвичей «стенка на стенку» вместо того, чтобы искать приемлемые для всех решения, – заявил Митрохин «Газете.Ru». — В Восточном округе достаточно участков для строительства. Но власти упорно проталкивали строительство на месте «Зеленой горки», закрывавшей радиоактивный могильник.
Хотя, по существующим СНиПам, строительство на рекультивированной территории такого могильника разрешается не раньше, чем через 10-15 лет».
По словам председателя комитета по экологической политике Мосгордумы Веры Степаненко, то, что под «Зеленой горкой» с 80-х годов находилась свалка, – общеизвестный факт. И сегодня, рассказала депутат «Газете.Ru», есть мнение специалистов о том, что эти почвы можно рекультивировать, вывезя зараженную землю. «Эта позиция позитивна, — считает она, — так как раньше для этого не было ни финансовых возможностей, ни методик, ни рычагов правового регулирования. Сейчас московский закон «О городских почвах» предписывает перед началом любого строительства проверять и рекультивировать землю. Исследования проводятся за счет средств городского бюджета, сами работы инвесторы финансируют, но проводятся они с обязательным сопровождением специалистов».
Что до «Зеленой горки», то, по мнению Веры Степаненко, возможность уничтожить свалку можно только приветствовать.
«Раньше власти критиковали за бездействие, — напомнила депутат, — в городе было 11 ядерных реакторов, и их отходы из города не вывозились. Сейчас, когда появилась возможность убирать источники радиационного заражения, критикуют за то, что начали их убирать». По ее мнению, если экологи беспокоятся за то, что это будет делаться «ненадлежащим образом», то они должны организовать общественный контроль. «Я благодарна экологам за то, что они поднимают эту тему, и была бы счастлива проводить, как мне предлагают, замеры, но один депутат просто не в состоянии посетить каждую стройку. Если «Гринпис» зафиксировал показатели, отличающиеся от полученных «Радоном», я обязательно рассмотрю его акт. Но любые заявления должны подтверждаться документацией, говорить надо предметно и официально.
Пока же нет никаких новых сведений, которые не были бы обнародованы. И нет никакого повода устраивать в городе истерию».
Между тем москвичи все чаще протестуют против бесконтрольного строительства и требуют проведения всесторонней экспертизы участков и доведения их результатов до местных жителей. Так, 18 сентября митинг протеста против строительства жилого комплекса «Надежда» на улице Крупской провели жители Ломоносовского района. Ссылаясь на свидетельства очевидцев, горожане утверждали, что на месте предполагаемого строительства до 50-х годов прошлого века находилась свалка, на которую свозились отходы, в том числе и радиоактивные. Они утверждали, что «поверхностная экспертиза НПО «Радон» неприемлема для данного типа строительства», и требовали остановить вскрытие могильника.
Экологи «Гринписа» считают, что жителей Москвы недостаточно информируют о расположении опасных объектов в городе. За последние 60 лет в Москве скопилось большое количество радиоактивных и высокотоксичных отходов. В советское время, особенно в 40-х и 50-х годах, эти отходы сваливались в овраги, а затем, с ростом города, на их местах появлялись жилые и промышленные кварталы. И когда найденные захоронения вскрывали, уже никто не знал, откуда свалка. По мнению «Гринписа», должна быть обнародована карта радиационного заражения Москвы и области, а также не относящиеся к гостайне пункты федеральной целевой программы по радиационной безопасности. «Каждый житель столицы должен иметь достоверную информацию о радиационном состоянии своего дома и двора», – считают экологи.