В пятницу Генеральная прокуратура России объявила результаты августовской проверки деятельности Российской академии наук (РАН). Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры, ученые не исполняют законодательство об охране интеллектуальной собственности и законодательство о распоряжении и пользовании государственным имуществом. То есть речь идет о научных исследованиях, а также о земле и зданиях академии.
Прокуроры заявили, что в ходе проверки не обнаружили объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации (РАН выступает от имени государства), при том что академия и ее отделения финансируются из федерального бюджета. «Более 100 научных учреждений РАН участвовали в реализации федеральных и региональных целевых программ, выполняя на возмездной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», — пояснили «Газете.Ru» в Генпрокуратуре.
Кроме этого установлено, что в РАН плохо ведется учет результатов научно-технической деятельности, а также не соблюдаются интересы государства. В частности, институты, подведомственные академии, подавая заявки на получение патентов, не указывали, что исследования проводились за счет бюджетных средств. Некоторые институты даже не уведомляли госзаказчиков о том, что при выполнении контракта были получены объекты интеллектуальной собственности.
В итоге государство лишилось права безвозмездного использования ряда результатов научно-технической деятельности. Также, сообщили в Генпрокуратуре, во время проверки были выявлены совсем вопиющие нарушения: права на некоторые результаты, которые были получены за счет бюджетных денег, оформлялись на физических лиц либо передавались без юридического оформления третьим лицам. Правда, ни в прокуратуре, ни в РАН не уточнили, о каких именно исследованиях идет речь.
Среди нарушений, выявленных в РАН, отдельным блоком стоят земельные проблемы.
«Некоторые подведомственные РАН организации с нарушением законодательства предоставляли в аренду коммерческим структурам объекты недвижимости и земельные участки», — указывают прокуроры. Не понравилось им и состояние строек, закрепленных за учеными: насчитывается более 200 незавершенных объектов строительства, застройка части которых приостановлена с начала 90-х годов прошлого века. При этом сведения о некоторых снесенных объектах недвижимости и вновь построенных зданиях в реестре федерального имущества отсутствуют. В этом прокуроры видят раздолье для преступников, которые при желании могут перевести эти строения в свою собственность или просто стать владельцами части помещений.
В РАН к выводам Генпрокуратуры отнеслись спокойно. Как сказал «Газете.Ru» источник в академии, все эти нарушения не так ужасны, как кажется на первый взгляд.
«Эта проверка была плановой, — рассказал «Газете.Ru» заместитель главного ученого секретаря РАН Владимир Иванов. — Вот только в сообщении Генпрокуратуры вкралась неточность: те деньги, которые выделяет государство, можно тратить только на фундаментальные исследования». Как объяснили в РАН, исследования могут быть фундаментальными — глобальными, когда изучаются основные закономерности мира, и научно-техническими, когда результатам первых исследований ищется применение на практике. «Но дело в том, что исключительные права на результаты фундаментальных исследований не могут принадлежать одному государству, — поясняет Владимир Иванов. — Ведь не может Англия владеть исключительными правами на закон Ньютона. Так что сообщение о том, что прокуроры не нашли результатов фундаментальных исследований, права на которые принадлежат только России, это не претензия, а констатация факта».
Зато претензии к учету результатов научно-технической деятельности в РАН признали вполне закономерными.
«У нас есть готовая система учета результатов, она уже прошла тестирование и внедряется», — рассказал Владимир Иванов. Он не исключил, что в отделениях РАН могли быть проблемы с использованием этой системы. В целом, пояснил представитель РАН, если говорить о тех научно-технических исследованиях, заказчиками которых выступала академия, то «по этим работам работоспособных и требующих патентов результатов не получено, потому в базе данных они не указаны». Но, по словам Владимира Иванова, если потребуется, то и такие результаты будут регистрироваться.
По поводу обвинения в нарушении прав государства на результаты научно-технических исследований представитель РАН заявил: «Если заказчик поставил подпись под актом о принятии результатов исследований, то это значит, что он удовлетворен всем, в том числе и тем, как оформлены права. Это претензии не к нам, а к заказчику». Что касается передачи прав на результаты, сделанные на бюджетные деньги, физическим и третьим лицам, представитель РАН сообщил, что академия не может отвечать за все свои отделения. «Договор на исследование заключается с конкретным институтом», — пояснил Владимир Иванов. Он добавил, что если оформление прав будет признано незаконным (эта проверка возложена на саму академию), то можно будет переоформить документы.
Впрочем, в ученой среде давно бытует мнение, что если государство намерено наложить руку на какое-либо ноу-хау, то с ним можно будет распрощаться.
«Если на исследования выделяются бюджетные деньги, то права на результаты, разумеется, должны принадлежать государству, но это обычно приводит к тому, что ничего не внедряется в производство, — сообщил «Газете.Ru» директор Института теплофизики экстремальных состояний РАН академик Владимир Фортов. — Никто в этом не заинтересован. Это как при коммунизме было: все изобретения лежат на полке и пылятся». «Нужно изменение законодательства: права на результаты важных для государства исследований, например в военной области, космической, автоматически бы переходили к государству, но при этом для изобретателей должны быть введены хорошие льготы, чтобы заинтересовать их», — предложил «Газете.Ru» президент Института верховенства права адвокат Станислав Маркелов.
Судя по всему, в самой Генпрокуратуре также не считают все это тяжким: к ответственности никого привлекать не будут.
«По итогам проверки президенту Российской академии наук внесены представления с требованиями устранить выявленные нарушения, — сообщили в Генпрокуратуре. — А в октябре запланировано проведение совещания совета директоров учреждений академии, на котором предполагается рассмотреть вопрос о мерах по закреплению прав на результаты научно-технической деятельности при выполнении работ по государственным контрактам». В академии уже объявили, что все недоработки будут исправлены. «На совете директоров мы попросим, чтобы директора обратили внимание в своих институтах на вопрос с правами, — пояснил Владимир Иванов. — По сути, просто везде, и у нас тоже, должен быть порядок».
Тем не менее Генпрокуратура намерена тщательно контролировать наведение порядка в документах и коридорах академии наук.