Страсбург обязал государство выплатить €38 тыс. родителям убитого в 2002 году в Чечне 20-летнего Аюба Тахаева.
Рассмотренное дело — одна из 26 жалоб о похищениях людей в Чечне в 1999–2002 годах.
Военные, личность которых не установлена до сих пор, приехали за Тахаевым на БТР рано утром 13 ноября 2002 года. Его забрали из дома в селе Мескер-Юрт, рассказали «Газете.Ru» представлявшие интересы Тахаевых в Страсбурге юристы из фонда «Правовая инициатива по России». На следующий день без объяснений причин были задержаны еще два жителя села, Висхаджи Магамадов и Хасан Межиев. 15 ноября 2002 года в неизвестном направлении увезли Адама Ильясова. Все четверо пропали без вести и домой не вернулись. Первые следственные действия в рамках уголовных дел провели только в 2007 году. Через пять лет после происшествия милиция допросила свидетелей похищения, при этом исключив из списка представителей правоохранительных органов и военных. После этого семьи пропавших обратились в Страсбург.
Суд признал их жалобу обоснованной и постановил, что Россия нарушила три статьи Европейской конвенции: вторую (право на жизнь) — Тахаева признали погибшим, третью (право на не унижающее достоинство обращение) — отношение госорганов к жалобам заявителей было признано бесчеловечным и пятую (право на свободу) — Тахаева задержали незаконно.
На суде сторона-ответчик категорически отрицала факт задержания российскими военными Тахаева. Но ЕСПЧ установил, что смерть наступила «в результате задержания», а российские власти признал ответственными за «отсутствие реального расследования» инцидента. Теперь помимо выплаты денежной компенсации России придется инициировать новое расследование этого дела.
В 2007 году Россия проиграла в Страсбурге 140 дел, общая сумма выплат по искам достигла €4,3 млн.
По статистике, наша страна занимает четвертое место по количеству решений, принятых ЕСПЧ в ее отношении. Первое место, по данным прошлого года, занимает Турция. Зато Россия всегда была лидером по количеству поданных в Страсбург жалоб, подтвердили «Газете.Ru» юристы. Причем из года в год их количество растет: в 2001-м из России в ЕСПЧ отправили 2490 пакетов документов, в 2002-м — 4716, в 2004-м — 7855, в 2005-м — 10 009.
В 2007-м из 100 тыс. полученных из всех стран-участниц жалоб около 20 тыс. были отмечены российским штампом.
«Если бы в стране было побольше грамотных юристов, а люди читали инструкции, она стала бы абсолютным лидером в процессах ЕСПЧ», — поделился недовольством с корреспондентом «Газеты.Ru» один из сотрудников юридической фирмы, оказывающей содействие гражданам при обращении в ЕСПЧ. «Можно обзвонить 100 юридических контор, причем очень серьезных, и там все скажут, что жалоба подается после надзора, в то время как делать это нужно после кассации», — сообщил юрист.
По его словам, из-за юридической неграмотности россиян около 70% жалоб Европейский суд отклоняет.
Одной из самых распространенных ошибок россиян при взаимодействии с Европейским судом являются попытки узнать о состоянии их жалоб, добавил юрист. Дело в том, что ЕСПЧ не предоставляет открытой информации о том, на какой стадии рассмотрения находится жалоба. «Чтобы узнать это, нужно написать заказное письмо с уведомлением о вручении на адрес того представительства, которое занимается жалобой, но даже те, кто догадался это сделать, пишут «на деревню дедушке», — объяснил юрист.
То, что десятитысячное постановление Страсбурга связано с Россией, — всего лишь случайность, считают юристы, но «она дает поводы задуматься». На решение суда по делу Тахаева во многом повлиял опыт предыдущих лет — в Европейском суде по правам человека уже достаточно хорошо знакомы с ситуацией в Чечне. На походе вердикты по искам семей Магамадова, Межиева и Ильясова. 2 октября 2008 года Страсбург обнародует свое решение. Как ожидается, не в пользу России.