Директор Центра и музея имени Сахарова ушел в отставку. Юрий Самодуров не сошелся во мнениях с грантодателями музея, и культурный центр лишился финансирования. Осенью экс-директор предстанет перед судом за организацию расстроившей верующих выставки «Запретное искусство-2006». Самодуров считает, что музей уже проиграл дело — вне зависимости от решения суда.
Директор известного скандальными экспозициями Центра и музея имени академика Андрея Сахарова Юрий Самодуров покидает свой пост. В заявлении на увольнение значится формулировка «по собственному желанию». Недовольство 57-летнего Самодурова текущим местом работы вызвано целым рядом причин, пояснил он в интервью радио «Свобода». Экс-директор упомянул и разногласия с членами попечительского совета по поводу концепции развития музея и центра, и отсутствие достаточного финансирования.
Можно предположить, что главной причиной увольнения стал конфликт между директором музея, которому предъявлено обвинение в разжигании межнациональной розни в связи с проведением выставок «Запретное искусство», и американским Фондом Сахарова.
Еще за месяц до ухода в отставку Самодуров сообщил журналистам, что учредители и грантодатели центра и музея приняли решение не организовывать там больше подобных выставок. По словам руководителя музея, изначально планировалось, что выставки «Запретное искусство» будут проходить в центре ежегодно как мониторинг цензуры. Но когда на очередном заседании правления один член американского фонда сказал, что, с его точки зрения, надо было бы организовать «запретную» экспозицию и в этом году, то все остальные члены правления «восприняли это просто как шутку», пояснил тогда Самодуров в эфире «Эха Москвы».
Помимо идеологических в центре существовали и финансовые проблемы: к концу июля 2008 года денег у музея практически не осталось. Самодуров вынужден был запланировать массовое увольнение сотрудников с 6 августа, но в течение июля музею удалось собрать 350 тыс. рублей в виде пожертвований и продолжить свою работу — официально до 1 сентября. Кто будет руководить центром в отсутствии Самодурова, пока неизвестно.
Зато безработный теперь Самодуров сможет полностью посвятить себя новой роли: осенью этого года музейщик станет фигурантом громкого судебного процесса.
Таганский районный суд Москвы должен будет решить, действительно ли выставка «Запретное искусство-2006» оскорбила чувства православной общественности и скольких лет тюремного заключения стоят попорченные нервы верующих. Впрочем, по мнению Самодурова, принимая во внимание отказ от проведения мероприятий, аналогичных «Запретному искусству-2006», Центр имени Сахарова уже проиграл — вне зависимости от исхода суда. «Поэтому я не буду, как ранее на схожих процессах, отстаивать как таковое право на проведение таких выставок — я просто буду говорить, что случившееся не имеет никакого отношения к уголовным делам», — сказал он журналистам.
Уголовное дело в отношении организаторов выставки было возбуждено Таганской межрайонной прокуратурой в мае 2007 года. Затем его передали в Следственный комитет. В январе 2008 года в музей неожиданно нагрянули с обыском. Сотрудники РУБОПа показали охране документы и постановление на обыск. В ордере говорилось, что в отношении Самодурова и куратора выставки «Запретное искусство-2006» Андрея Ерофеева (уже, кстати, уволенного с постоянного места работы – из Третьяковской галереи) возбуждено уголовное дело. Обвинение Самодурову предъявили по ст. 282 УК РФ (разжигание религиозной вражды).
На организованной искусствоведом Ерофеевым выставке были представлены произведения, не прошедшие отбор на Московскую бьеннале и не разрешенные к показу в московских галереях и музеях в 2006 году.
Среди экспонатов оказалась и запрещенная к показу в Третьяковской галерее работа Александра Косолапова «Икона икра», изображения Микки-Мауса и Ленина. На картине Косолапова «Реклама «Макдоналдса» потребление гамбургеров сравнивается с церковным причастием, а на работе Вячеслава Сысоева участники крестного хода изображены в противогазах. В рекламном листке, вручаемом посетителям выставки на входе, сообщалось, что программа «Запретное искусство» рассчитана на несколько лет, а ее цель – мониторинг и обсуждение характера и тенденций цензуры в области культуры.
Надо сказать, что организаторы выставки попытались максимально обезопасить себя от упреков в оскорблении чувств верующих. Экспозиция была выстроена по принципу своеобразного пип-шоу – все работы закрыли фальшстенами, и увидеть их можно было только фрагментарно, через маленькие дырочки. При этом посетителей предупредили о характере работ и не рекомендовали осмотр лицам, не достигшим 16 лет, а фотографировать картины запрещалось.
Несмотря на подобную предосторожность, выставка не осталась незамеченной православными активистами.
Год назад с заявлением о возбуждении уголовного дела против музея и кураторов «Запретного искусства-2006» выступило общественное движение «Народный собор» в лице его координатора Олега Кассина. При этом к самим авторам работ (или, как называл их Кассин, «мазюканий») у общественного движения претензий не было. По этому заявлению Таганская прокуратура в марте 2007 года начала проверку, а в мае возбудила уголовное дело. Как объяснила «Газете.Ru» адвокат Самодурова Анна Ставицкая, в материалах дела имеются три экспертизы, которые были проведены экспертами, назначенными следствием, — искусствоведческая, филологическая экспертиза и психологическая. Также в доказательную базу следствия включены мнения 160 опрошенных человек, «которые выставку не видели, но очень сильно ею возмущены».
24 июля дело передали в Таганский суд Москвы. Дата первого заседания пока не назначена.