Обстановка в Южной Осетии постепенно меняется к лучшему. Во всяком случае, раненым оказана первая помощь, а голод отступил. По словам корреспондента «Газеты.Ru», который сейчас находится в Цхинвали, в город уже завезены надувные модули МЧС, в которых будут принимать раненых, а на дороге, ведущей из Владикавказа в Цхинвали, выстроилась огромная очередь из бронетехники и грузовиков с бензином, водой, медикаментами и продуктами.
К вечеру вторника тяжелораненых в Цхинвали не осталось, а тем, кто получил незначительные ранения, уже оказана необходимая медицинская помощь.
В городе говорят, что в селе Джава планируется организовать госпиталь. Местные жители и некоторые военнослужащие утверждают, что в одной из местных средних школ работники МЧС уже размещают медицинское оборудование. Правда, эта информация пока не нашла подтверждения.
Кроме того, как отмечает корреспондент «Газеты.Ru», в столицу начали возвращаться жители, бежавшие в первые дни конфликта. А вот некоторые горожане, остававшиеся в Цхинвали все это время, предпочитают перебраться во Владикавказ. На автобусах, которые собираются у гостиницы «Алан», беженцев отправляют в североосетинский оздоровительный пансионат «Алагир». Пансионат находится недалеко от селения Тамиск и вмещает в себя несколько сотен отдыхающих. Сейчас он стал домом для 600 беженцев. Обстановка в пансионате нервная: жизнь постояльцев проходит между телевизором и мобильным телефоном.
У большинства эвакуированных в Цхинвали остались родственники и друзья.
Представители власти также покинут зону конфликта и пробудут в Северной Осетии до тех пор, пока ситуация в Южной Осетии не стабилизуется. Всего для размещения беженцев в Северной Осетии созданы 11 мест компактного проживания, где беженцев обеспечивают теплой одеждой, душем и постоянным питанием, а также оказывают психологическую поддержку.
На данный момент Южную Осетию покинули почти 26 тыс. человек, из которых более 7 тысяч — дети. Об этом «Газете.Ru» сообщили в управлении МЧС по республике Северная Осетия — Алания. Как отмечают в управлении МЧС, в целом в Южном федеральном округе – в пансионатах, санаториях и турбазах – размещены более 15 тыс. человек. В лечебных учреждениях в состояниях различной степени тяжести находятся 178 человек, из них 13 детей. «Всего за медицинской помощью обратились 252 человека, в том числе 17 детей», — уточнили в МЧС.
Жители, которые возвращаются в город несмотря то, что в Цхинвали еще звучат выстрелы (говорят, стреляют русские, но зачем и в каком направлении – не знают), уже начали заново обустраиваться в своих жилищах. Посмотреть на обстановку в полуразрушенном городе утром во вторник приезжал и президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, у которого была перевязана кисть правой руки (его сопровождение запретило журналистам фотографировать лидера непризнанной республики).
В самом Цхинвали, который вовсе не похож на одну большую воронку, как ранее сообщалось в СМИ, убраны все трупы, а улицы тщательно подметаются.
Только в одной из частей города до сих пор стоит подбитый грузинский танк, вокруг которого раскиданы фрагменты тел. В него попал артиллерийский снаряд и, судя по всему, в танке взорвался боекомплект. Взрывом танку оторвало башню, которая улетела на 20 м, пробив козырек одного из зданий. А у одной из гостиниц города уже несколько суток лежит оторванная ступня, которую до сих пор никто не убрал. Хотя погибшие миротворцы и местные жители давно похоронены, к трупам грузинских военнослужащих у осетин отношение другое: на Назарской дороге уже несколько дней лежат тела грузинских военных, которые сильно деформировались на жаре.
«Мы этих скотов убирать не будем», — цедят сквозь зубы местные жители.
Судя по всему, гуманитарная катастрофа, о которой в одном из своих выступлений говорил вице-премьер Сергей Собянин, в Южной Осетии так и не произошла. Военнослужащие, прибывающие в Цхинвали, везут с собой продукты из магазинов, которые находятся в Джаве, и бесплатно раздают местным жителям. В домах появились сыр, шоколад и минеральная вода.
В одном жилище корреспонденту «Газеты.Ru» даже удалось увидеть штабель упаковок лимонада высотой в человеческий рост.
Осетины готовят еду в каменных печах (пока нет электричества) и постепенно восстанавливают свои жилища. Хотя в городе не осталось ни одного дома, в котором бы не нашлось пулевого отверстия, термин «стерт с земли» все же кажется здесь неприменимым. О полном восстановлении города, пока не закончилась стрельба, речи не идет. Однако, как говорят представители МЧС, теперь главная задача – восстановить в Цхинвали разрушенный водопровод и возобновить подачу электричества. Хотя, как признаются сами спасатели, делать это пока рано – нужно дождаться полного окончания боевых действий.
Главное, на что теперь жалуются местные жители, что российские военнослужащие не дают им проносить в город оружие.
Жители Цхинвали пытаются проносить с собой «калашниковы» и гранатометы, подобранные в одном из пролесков за городом, где шли бои. Миротворцы вооруженных осетин в город пускать отказываются, требуя сначала сдать оружие.
На работы по восстановлению объектов социальной и инженерной инфраструктуры в Южной Осетии правительство Москвы из резервного фонда уже выделило 2,5 млрд рублей. Как сообщает «Прайм-ТАСС», соответствующее распоряжение во вторник подписал мэр Москвы Юрий Лужков. Владимиру Ресину, первому заместителю Лужкова, поручено сформировать бригаду проектантов, которые займутся оперативным восстановлением поврежденных систем водо- и энергоснабжения, а также ремонта пострадавших объектов. Кроме того, в Цхинвали будет направлена спецтехника для разбора завалов.
Бюджет Российской Федерации восстановление Южной Осетии опустошит минимум на 10,5 млрд.
Около 500 млн уйдет на оказание помощи жертвам в Южной Осетии и около 10 млрд рублей будут направлены на проведение первоочередных восстановительных работ в республике. По 3 тыс. рублей в качестве единовременной помощи получит каждый пенсионер-россиянин, проживающий на территории Южной Осетии. В республике проживали 3702 человека, получавшие пенсии на территории РФ, и 4 тыс., получавшие пенсии на территории Южной Осетии. Бюджету Северной Осетии будут выделены субсидии в размере 21 млн рублей, а пострадавшие во время обстрелов российские граждане получат по 50 тыс. рублей в качестве компенсации потерянного имущества.