Понедельник в Киеве начался для патриарха Московского Алексия II литургией в Киево-Печерской лавре. Визит в Киев, куда глава Русской православной церкви прибыл в субботу, по сути, тоже начался именно отсюда. Здесь состоялась первая встреча патриарха с его наиболее активными сторонниками. 26 июля, за четыре часа до прибытия главы РПЦ у ворот лавры и на площади возле Успенского собора начали собираться верующие с портретами Алексия II, плакатами и флагами. Порядок в толпе охраняли казаки. С каждым часом напряжение нарастало, православные пели, перехватывающие друг у друга инициативу солисты ссорились. Одетым в национальные костюмы девушкам оттягивал руки огромный каравай для Алексия II от верующих одной из украинских епархий.
Через ворота прошел митрополит Киевский Владимир. Он встречал Алексия II в аэропорту, но согласно протоколу должен был приветствовать его и в лавре. Фотографы и операторы бросились снимать выход митрополита, который, пройдя через ворота, остановился в положенном месте. За спиной Владимира неожиданно возник Виктор Янукович – он прошел к месту встречи со стороны Успенского собора. Митрополит и несостоявшийся президент покорно позировали журналистам. Пауза затягивалась. Спустя 10 минут в ворота ворвалась охрана. Разметав по сторонам журналистов и плотно окружив патриарха Алексия, группа вошла на территорию лавры.
«С караваем не подпускать», – неслось из рации.
Женщины в белых платках с молитвами стремительно перемещались вслед за патриархом. Алексий II и митрополит тем временем направились к заранее подготовленной кафедре на площади перед Успенским собором. Началась служба. «Христос воскресе», — обратился патриарх к толпе с пасхальным приветствием. «Воистину воскресе», — пронеслось в ответ.
В субботу из-за позднего прилета главы РПЦ патриарх Константинопольский Варфоломей и патриарх Московский так и не встретились. Не прибыл Алексий II и на торжественный прием в честь 1020-летия Крещения Руси в Софии Киевской.
С Варфоломеем I и президентом Виктором Ющенко глава РПЦ встретился лишь на следующий день, в воскресенье под открытом небом на Владимирской горке во время литургии, которую патриархи служили совместно. К памятнику святому князю Владимиру верующие шли с 6 часов утра, проходя через парк и минуя четыре кордона милиции, разбавленной людьми в штатском с характерными затылками. К началу службы, к 8.30, попасть сюда уже было невозможно. Миновать оцепление не удалось даже священникам, торопившимся на литургию.
«Пропустите, я причаститься пришла, — кричала благообразная женщина, — а они от нас милицией отгородились. Вон митрополит Владимир всегда без охраны. Он Богу себя вверил! А эти тут приехали!»
«Это не из-за патриархов. Это из-за президента», — пояснял кто-то. Кордон спешно укрепляли плечистыми бойцами.
На литургию глава РПЦ приехал раньше патриарха Вселенского. Но к специальному помосту для богослужения оба вышли одновременно. Здесь их встретил президент Украины Виктор Ющенко. С патриархом Константинопольским расцеловался, Московскому – пожал руку. И довольно скоро уехал. Литургия же шла своим чередом, руководил торжественной службой патриарх Константинопольский. Участвовали в ней и съехавшиеся в Киев представители всех поместных православных церквей. Служба шла на русском и греческом. Следить за происходящим собравшиеся на площадке неподалеку от памятника (средней террасе в нескольких десятках метров от места богослужения) могли благодаря установленному здесь огромному плазменному экрану. Число зрителей постоянно росло – люди перелезали через ограду, вскарабкавшись на холм со стороны Днепра. Отдельной группой расположились пришедшие с украинскими флагами.
— Почему вы с флагами?
— Мы флагом своим гордимся.
— А церковь тут при чем?
— Флаг наш национальный и церковь своя православная отдельная, как греческая, например.
«Алексий – наш патриарх! Алексий – наш патриарх!» — время от времени скандировали их оппоненты. «Варфоломей!» — нестройно неслось в ответ.
— К чему тут флаги? — спокойно заметил священник, стоявший поодаль.
— А вы к какой церкви принадлежите? — выяснял корреспондент «Газеты.Ru».
— К Украинской православной.
— УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата. – «Газета.Ru»)?
— Без МП, это вы, журналисты, так называете. А наша церковь вообще-то самостоятельная.
— Так вы за поместную украинскую церковь?
— Да. Только не Варфоломею это решать. Для этого главы поместных церквей на собор собраться должны. Но пока время не пришло. А раскольники пусть к нам присоединяются, только после покаяния.
Служба подошла к концу. После этого патриархи возглавили крестный ход, который вскоре продолжил идти в Киево-Печерскую лавру уже без них.
Днем в резиденции митрополита состоялась беседа двух патриархов. За закрытыми дверьми они говорили в течение полутора часов.
— На нашей встрече были обсуждены вопросы, ставшие спорными и проблемными. Церковные делегации снова встретятся, чтобы обсудить их решение.
— Не теряя времени, — подсказал патриарх Варфоломей.
— Ценное уточнение, — улыбнулся Алексий.
К месту строительства Кафедрального собора, посещение которого значилось в программе, патриархи в воскресенье так и не поехали.
Около 12 ночи Варфоломей покинул страну, сказав нечто нейтральное про преодоление раскола в украинской церкви. Провожал его президент Ющенко.
А Киев уже жил исключительно светскими мероприятиями. На площади Независимости до глубокой ночи гремел концерт и салют: Украина провожала на Олимпиаду в Пекин своих спортсменов.