В четверг вечером десятки пассажиров аэропорта Шереметьево не смогли улететь из Москвы из-за сбоев в работе недавно запущенного экспресса. Как сообщили «Газете.Ru» в компании-операторе железнодорожной ветки Савеловский вокзал — Шереметьево ООО «Аэроэкспресс», инцидент произошел в 20.00 четверга: посадку на поезд задержали на полчаса, а время пути вместо планируемых 35 минут составило 60.
В итоге экспресс прибыл в аэропорт с полуторачасовым опозданием, когда регистрация на рейсы была закрыта и самолеты улетели согласно штатному расписанию.
«Он ехал как черепаха, мы не могли понять, в чем дело. Объяснения были такие: это молния, светофор не работает», — рассказала телеканалу «Вести» одна из пассажиров, Надежда Котерева. «Думал, что приеду быстрее, чем на машине, но мы потеряли самолет. У нас во Франции, по крайней мере, фирмы извиняются, нам бы точно дали комнату для ночлега. А здесь относятся к нам как к собакам», — возмущался француз Мишель Кормье.
Всего не довезли горожан на рейсы четыре электрички. Опоздавшие пассажиры остались ночевать в терминале. Попутно они получали акты о задержке поездов. Только утром компания «Аэроэкспресс» начала бесплатный обмен непригодившихся авиабилетов на другие рейсы, а пассажирам предложили комнаты отдыха. Впрочем, инициативная группа потерпевших уже написала коллективную претензию в адрес перевозчика.
Причиной конфликта и сорванных поездок стала столичная непогода: из-за грозы на участке Лобня — Шереметьево произошел сбой электроснабжения, утверждает компания-перевозчик.
«Наши поезда встали из-за грозы. Остановка произошла в 20.00. После этого поезда шли очень медленно, но после 22.00 сообщение было восстановлено. Поезда начали ходить в обычном режиме», — сказал «Газете.Ru» директор по связям с общественностью компании «Аэроэкспресс» Антон Галатенко.
По его словам, сейчас компания вместе с представителями аэропорта Шереметьево принимает жалобы и претензии пассажиров в индивидуальном порядке. «Со многими мы уже встретились лично, договорились о компенсациях. Назвать суммы я не могу — на то он и индивидуальный порядок», — пояснил Галатенко. «Что же касается инициативной группы, которая намерена подавать в суд, то и с ними мы сейчас ведем переговоры, но уже сейчас могу сказать, что до суда дело не дойдет. Нужно понимать, что все же ничего ужасного не случилось, той ночью всех опоздавших пустили в здание аэровокзала, плюс поблизости есть еще две гостиницы. Никто же не держал людей на улице перед закрытыми дверьми. В любом случае мы во всем обязательно разберемся», — пообещал представитель компании.
Юристы Московского общества защиты прав потребителей считают, что «Аэроэкспресс» выбрал правильную методику действий.
«Действия, предпринимаемые руководством «Аэроэкспресса», я оцениваю как положительные. Очень хорошо, что они сразу пошли навстречу, поскольку иначе попали бы в крайне невыгодное положение. Их позиция, подкрепленная лишь аргументом о форс-мажоре, была бы несостоятельна, поскольку фирма, ответственная за перевозки, обязательно должна была такое предусмотреть, учитывая погодные и климатические особенности той страны, в которой работает. Думаю, раз они начали возмещать людям деньги, потраченные на гостиницы, а также бесплатно переоформлять на следующие рейсы, то все должно решиться в досудебном порядке», — сказала «Газете.Ru» глава общества Надежда Головкова.
«Что же касается граждан, которые все же желают подать в суд, чтобы получить компенсацию за моральный ущерб, то тут стоит быть внимательней, поскольку это очень тонкий момент. К примеру, если кто-то из них ехал с ребенком, а поезд остановился, ничего не понятно, а все мы помним «страшилки» про теракты, то ясно, что и родитель, и ребенок моральный ущерб получили, и могут попытаться потребовать его возмещения», — сказала она. Что же касается тех пассажиров, у которых сорвались деловые поездки, то и им стоит хорошо подумать, считает эксперт. Если они подадут иск о возмещении потерянной выгоды, то решаться этот спор будет через Гражданский кодекс, а не через закон «О защите прав потребителя». Отсюда следует, что человеку придется платить солидную госпошлину в зависимости от потерянной суммы, вступая в спор, результат которого непредсказуем. «Поэтому я думаю, что никто из пассажиров все же в суд подавать не станет», — подытожила Головкова.
Администрация Шереметьево ввязываться в спор не желает.
Как сообщил «Газете.Ru» ее представитель, в данной ситуации разбираться стоит именно «Аэроэкспрессу», поскольку со стороны аэропорта никаких нарушений внутреннего регламента не был. «Пассажиры попали в неловкую ситуацию из-за опоздания, а не из-за задержки рейса. Если бы вовремя не вылетели их самолеты, то обеспечить их быт и проживание пришлось бы нам. Но в данном случае нашей вины нет», — сказал сотрудник компании.
Экспрессы по маршруту Савеловский вокзал — Шереметьево запустили 12 июня. Дорога до этого столичного аэропорта всегда была самой трудной для горожан: альтернативы многокилометровым пробкам на Ленинградском шоссе в такси или собственном автомобиле у москвичей не было. Поэтому открытие новой железнодорожной ветки в городе встретили с радостью.
Правда, полезное начинание властей обернулось полным крахом его исполнения.
Первая поломка экспресса случилась во время его торжественной презентации. На обратном пути из аэропорта скоростной поезд «в связи с техническими неполадками» прекратил движение. Приглашенные на первый заезд журналисты на подъезде к Москве услышали треск, и высокоскоростной поезд остановился. 20 минут поезд стоял, пассажиров эвакуировали, после чего экспресс прицепили к другому составу, который следовал в направлении Савеловского вокзала.
Когда экспресс починили и запустили заново, пассажиры обнаружили, что обещанный Wi-Fi в поезде практически не работает, а время прибытия сотрудники компании корректируют «на ходу», встраивая его в общую сетку расписания.
Кроме того, позднее выяснилось, что железнодорожная линия протянута только ко второму терминалу Шереметьево. Чтобы попасть в Шереметьево-1, надо выйти на конечной экспресса и сесть в автобус до первого терминала или поймать такси от Шереметьево-2 до Шереметьево-1 (с неискушенных водители требуют за эту поездку 1500 рублей). В обоих случаях пассажиры, заплатившие за поезд, в час-пик все равно попадают в серьезную автомобильную пробку. Будет ли открыта дополнительная станция остановки экспресса, пока неизвестно.