Опальный епископ Диомид выступил с очередным скандальным обращением к духовенству Русской православной церкви (РПЦ). На этот раз бывший глава Анадырской и Чукотской епархии предал анафеме патриарха Алексия II, а заодно с ним главу отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его предшественника на посту председателя ОЦВС, ныне митрополита Минского и Слуцкого Филарета «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющих».
Свою позицию Диомид изложил в пространном письме, где вновь вернулся к тем пунктам, по которым у него с Московским патриархатом наибольшие разногласия.
Епископ подробно анализирует контраргументы на свои предыдущие письма председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Филарета. И повторно упрекает МП в экуменизме, отмечая, что сам неизменно выступал и будет выступать «против любых форм общения с иноверцами». Он также ставит церкви в вину согласие с «антинародной политикой существующей власти» и подчинение ей. «Разве не является антинародной политика (независимо от итогов «выборов»), при которой в России, по официальным данным, ежегодно вымирает 900 тыс. человек, притом что значительную часть вымерших русских людей замещают мигрантами?» — замечает он.
По мнению Диомида, глава РПЦ хоть и высказывает свою озабоченность происходящим, на самом деле лукавит, беспрепятственно позволяя «злу дальше губить людские души и тела, а также нечестиво перераспределять материальные средства богатым людям в ущерб бедных».
Упрекает он церковников и в «цареборческой ереси» за их тезис о непредпочтительности для церкви какого-либо государственного строя. Хотя на самом деле РПЦ должна приветствовать православное самодержавие, полагает Диомид.
.Упоминает епископ и персональную идентификацию граждан, с которой согласна РПЦ. «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья, если он не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры», — цитирует Диомид утверждение Священного синода от 7 марта 2000 года. И приводит свой ответный аргумент, из которого следует, что «принимая внешние символы, знаки, документы, вводимые предтечами антихриста, люди соглашаются с их делами и становятся их сообщниками», то есть становятся на «путь отречения». Поэтому, по логике епископа, любой человек, носивший когда-то, будучи октябренком, «сатанинский значок звезды с портретом Ленина», «изменял Христу».
Подытоживая все эти доводы, епископ заявляет, что «патриарха Алексия II и единомышленных ему в ересях цареборчества, экуменизма и глобализма архиереев» необходимо судить церковным судом поместного собора.
А на период разрешения «догматических и канонических вопросов» епископ Диомид объявил, что Московская, Смоленская, Минская и ряд других церковных кафедр, глав которых он предал анафеме, являются вдовствующими. И предложил «окормлять их паству».
В конце своего послания епископ обращается ко всем своим единомышленникам — «архипастырям, которые выразят желание исповедовать и проповедовать православную веру без всякого догматического изъяна, а также пастырям монашествующих и мирян, ищущим православного архипастырского окормления» — звонить по указанному в тексте номеру телефона или отправлять свои письма на соответствующий электронный адрес.
В Московской патриархии не скрывают своего недоумения по поводу происходящего, считая это абсолютным нонсенсом.
По мнению руководителя пресс-службы Московской патриархии Владимира Вигилянского, речь идет об инсинуации: «Мы проверяли, в сообщениях СМИ нет достоверных ссылок, а патриархия такого письма не получала и вряд ли получит».
Поясняя, как проходит процедура отлучения от церкви, Вигилянский заметил, что младший чин не может анафематствовать старшего. «И вообще, это беспрецедентно, чтобы один епископ анафематствовал трех других», — заметил он. «Сначала должен быть церковный суд. У нас есть несколько анафематствованных священнослужителей, один из них — бывший митрополит Киевский Филарет, нынешний самопровозглашенный патриарх. Сначала его запретили в служении до покаяния, давая возможность вернуться назад. Далее, если человек не раскаивается, происходит извержение из сана, а уже после этого анафематствование», — пояснил Вигилянский. Все эти дела решаются Архиерейским собором, который и постановляет отлучить от церкви.
Впрочем, другой представитель РПЦ, замглавы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин все-таки допускает, что пресловутое обращение не фальшивка.
«Когда Господь оставляет и наказывает человека, он лишает его разума. Именно это и происходит в данном случае», — заявил он «Интерфаксу». «Владыка, это неправда. Вы пошли на поводу у людей, которые вас обманывают и эксплуатируют мрачные стороны Вашей души». Священник выразил убеждение в том, что если бы Диомид вступил в открытый диалог со своими собратьями архиереями, все можно было бы изменить --«открыта была бы (и до сих пор открыта) дверь к покаянию», сказал Чаплин, обращаясь к Диомиду. «Но, к сожалению, владыка все дальше уходит в какие-то отдаленные места: сегодня это Мыс Шмидта (поселок на севере Чукотки), завтра, не дай Бог, будет какая-то пещера», — посетовал он. «Давайте будем молиться о епископе Диомиде, не будем злорадствовать, ибо Господь творит чудеса, и пусть Он даст епископу Диомиду еще время для того, чтобы покаяться, одуматься и измениться», — сказал он в заключение.
По мнению экспертов, несмотря на всю беспрецедентность, поступок еписокопа, скорее всего, не будет иметь никаких последствий. С Диомидом, если не покается, поступят достаточно жестко, а вот внутри самой РПЦ ничего не произойдет. Бунт епископа на авторитете Алексия II никак не скажется.
«Так бывает, что человек начинает упиваться своим уходом в оппозицию и грани не видит, но когда его загонят за Можай, он может пересмотреть свою позицию и покаяться», — считает директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин. По его мнению, у епископа немного сторонников: «Их, конечно, достаточно, чтобы побить «Наших» у храма Христа Спасителя, но реальной оппозицией их назвать нельзя». Внутри церкви есть высказывающие свое недовольство главой РПЦ, например, из-за экуменизма, но участвовать в каких-то конкретных действиях против него они не станут, считает Митрохин. Впрочем, он отмечает, что ситуацию никак нельзя назвать статичной, поскольку число сторонников епископа меняется: «После того как он был лишен сана, его позиции укрепились, что будет сейчас, пока под вопросом». Но именно от их числа зависит дальнейшая судьба Диомида — если их будет много, с ним будут торговаться, если горстка, поступят жестко.
Заседание Священного синода РПЦ, которое вынесет решение о дальнейшей судьбе Диомида, запланировано на 2 сентября. Сейчас епископ Чукотский и Анадырский запрещен в служении, но статуса иерарха не лишен.