После гибели в американской приемной семье двухлетнего Дмитрия Яковлева из России, Минобрнауки приняло решение о прекращении деятельности нескольких международных организаций, помогающих иностранным гражданам усыновлять российских детей. Как сообщает «Интерфакс», это решение было принято в день гибели Яковлева на заседании Межведомственной комиссии по вопросам усыновления под председательством министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Как говорится в сообщении, распространенном после заседания, это решение было принято по итогам проведенных проверок и установленных фактов нарушений законодательства РФ.
В число агентств, у которых будет отозвана лицензия, попала и некоммерческая организация European Adoption Consults Inc. (EAC), которая помогла чете Харрисонов усыновить Дмитрия Яковлева.
Главной причиной недовольства российских чиновников стал тот факт, что организация «нарушила требование российского законодательства», своевременно не проинформировав российскую сторону об инциденте, «что и явилось основанием для вынесения решения прекратить деятельность данной организации». EAC, между тем, не проработала в России и полного года, получив разрешение на осуществление деятельности №9 24 октября 2007 года.
Дмитрий Яковлев, чья смерть повлияла на решение Минобрнауки, был обнаружен в бессознательном состоянии в автомобиле своего приемного отца Майлса Харрисона 8 июля.
Отец оставил его без присмотра в автомобиле на парковке практически на весь день, машина нагрелась от сильной жары, ребенок не перенес высокой температуры в салоне и скончался.
Харрисон в настоящее время арестован, ему предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве.
Согласно данным Минобрнауки, которые ему предоставило генконсульство США в России, Яковлев был помещен в областной дом ребенка города Печоры Псковской области после письменного согласия матери на усыновление, а 21 февраля этого года Псковский областной суд позволил супругам Майлсу Харрисону и Кэрол Линн Эксманн-Харрисон усыновить его. Заключение о возможности быть усыновителями чете Харрисон и обязательство осуществлять контроль за «условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка», по данным Минобрнауки, подготовила лицензированный клинический соцработник агентства Adoption Connections Кристиан Хессинджер в штате Вирджиния, США.
Супруги Харрисон, по сути, стали последней надеждой для Яковлева, поскольку в России его никто усыновлять не желал.
Ребенка пытались устроить в российскую семью несколько раз, но эти попытки оказывались неудачными, поскольку Яковлев имел ряд серьезных заболеваний.
К теме ужесточения процедуры усыновления российских сирот Минобрнауки с завидным постоянством возвращается после каждого трагического инцидента.
В марте 2008 года после гибели в США 14-месячного сироты Николая Емельянцева министерство решило отменить так называемое независимое усыновление (оно осуществляется, минуя агентства). Минобрнауки заявило, что уже направило в правительство России проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». «В соответствии с законопроектом иностранные граждане, желающие принять детей, граждан Российской Федерации, в свои семьи, будут обязаны предоставлять сведения о себе региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, только через представительства иностранных организаций по усыновлению», – говорилось в сообщении.
Для более тщательного отбора кандидатов в усыновители и углубленной подготовки иностранных граждан к приему ребенка в семью законопроектом Минобрнауки предлагает установить обязательность прохождения психологического обследования и специальной программы подготовки к приему ребенка на воспитание в семью.
В 2006 году, после того, как в США погибли двое российских сирот, Минобрнауки активно занялось сферой усыновления.Тогда же Генпрокуратура потребовала от министерства закрыть 12 американских агентств по усыновлению российских детей. За бездействие от прокуратуры досталось лично главе Минобразования Андрею Фурсенко.
В 2007 году правила для усыновителей были пересмотрены и ужесточены. Строже стали относиться и к самим агентствам. После этого, по некоторым данным, количество усыновляемых иностранцами детей заметно сократилось. В конце 2007 года вышло правительственное постановление, избавившее западные организации от необходимости ежегодно перерегистрироваться в Минобрнауки. Вместо этого им разрешили посылать уведомление о своей деятельности в Федеральную регистрационную службу (ФРС), а затем получать лицензию в министерстве. Впрочем в том же постановлении оговаривалось, что в Россию будут допущены только те иностранные агентства, которые существуют не менее пяти лет. В то же время правительство увеличило число документов, необходимых для получения разрешения на работу в России. Западным усыновителям стало необходимо предоставлять российским властям рекомендательные письма от правительств государств, в которых они уже работают, а также перечень своих услуг с указанием цен.
Правозащитники с последним решением Минобрнауки солидарны, но при этом опасаются, что оно усугубит участь российских сирот.
«Главное, чтобы с этого не началось массовое истребление практики международного усыновления», — считает глава правозащитной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. По мнению правозащитника, решение, принятое Минобрнауки, абсолютно верно, «если нарушения законодательства действительно имели место». «Что же касается ситуации с двухлетним Яковлевым, то его приемного отца можно назвать только лишь моральным уродом», — считает Альтшулер. По его словам, чтобы избегать подобных инцидентов, нужно серьезно пересмотреть Семейный кодекс РФ, согласно которому ребенка можно «усыновить по бумажке, не проходя никаких проверок». «Чтобы избегать подобного рода трагедий, нужно создать специальную службу, которая бы занималась поиском родителей, тщательным их отбором и подготовкой, в том числе и психологической», — подчеркнул Альтшулер. «А после усыновления такая служба должна еще и находиться в постоянном контакте с усыновителями», — добавил он. По мнению правозащитника, с появлением подобной службы «для сирот в России настанет новая жизнь».