В среду Мосгордума приняла в третьем окончательном чтении Градостроительный кодекс столицы. Документ раскрывает принципы территориального планирования, уточняет особенности градостроительной деятельности на охраняемых территориях и в зонах исторической застройки. В Кодекс входят статьи о нормативах градостроительного проектирования, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, о самовольном строительстве. Не забыты и горожане, информировать которых о градостроительной деятельности будут на публичных слушаниях. По словам председателя городского парламента Владимира Платонова, москвичи с нетерпением ждали этот закон, призванный положить конец строительным конфликтам в столице.
Между тем в окончательной редакции закона так и не появились нормативные показатели для обеспечения благоприятной жизненной среды: не уточняется расстояние между жилыми домами, домами и улично-дорожной сетью, спортивными, торговыми и другими объектами.
«Эти параметры признаны во всем мире, — заявил глава думской фракции «Яблоко — объединенные демократы» Сергей Митрохин. – Конечно, они должны быть гибкими, возможно, иметь форму не конкретных цифр, а расчетных формул с учетом разных территорий. Но они должны быть ясными и понятными и входить в нормы проектирования, чтобы все четко знали, на каком расстоянии от существующих домов возможно новое строительство. Тогда не будет возникать вопросов и по точечному строительству».
Никак не защищены новоиспеченным кодексом и природные территории, к уничтожению которых так болезненно относятся горожане. В окончательной редакции так и не появилось нормы о запрещении изменения границ природных территорий.
Впрочем, упоминание в законе о публичных слушаниях и даже возможности на них высказываться все равно не означает права голоса москвичей в принятии решений. На сами градостроительные планы городских властей результаты публичных слушаний повлиять никак не смогут.
По словам Митрохина, процедура публичных слушаний – это ключевой вопрос, который городская общественность поднимала в ходе рассмотрения закона Мосгордумой. По его мнению, слушания должны быть не простым информированием, а «процедурой согласования интересов». «Слушания, с которых граждане уходят неудовлетворенными, не должны на этом заканчиваться, к ним следует возвращаться повторно», — считает Митрохин. Однако, констатирует он, в законе так и не прописали механизм, позволяющий учитывать протест горожан против градостроительных инициатив городских властей.
В нынешней ситуации, когда, исчерпав возможности точечной застройки, столичный стройкомплекс переходит к «обновлению» территорий жилой застройки, четверть москвичей рискуют быть выселенными даже из технически благополучных домов под предлогом реконструкции микрорайона.
Не так давно московские власти вынесли окончательный приговор городским пятиэтажкам – все они будут снесены. По словам замруководителя департамента градостроительства Владимира Хайкина, предусматривающая полный снос панельных пятиэтажек программа обновления сложившихся территорий Москвы на 2008–2011 годы почти готова и ждет утверждения правительством Москвы. В ближайшие три года комплексная реконструкция предстоит 220 московским микрорайонам, а в перспективе таковых около 500 (четверть Москвы). Покончив с пятиэтажками, в мэрии планируют перейти к сносу «некачественных» девятиэтажных домов.
Пилотным проектом такой комплексной реконструкции стал микрорайон Камушки в Большом Сити, выселение жителей которого санкционировала сегодня Мосгордума.
Причем горожанам не предоставили даже адресного перечня предлагаемого жилья – переселение отдано на откуп частному инвестору, который прикупит «Камушки» на аукционе. По планам мэрии, на месте существующих 24 жилых домов и детского сада должны появиться новые 500 тыс. кв. метров недвижимости различного назначения, в том числе 200 тыс. кв. метров жилья. Освободить место для нового проекта должны 3993 человека, которых предстоит выселить из 1399 квартир. Проект объявлен городской адресной программой и должен быть закреплен законом Москвы.
Как считают авторы документа, ими сделано все необходимое для «правовой защиты» москвичей: сначала эти счастливцы будут переселены в пределах ЦАО (каждая семья получит некий юридический документ, закрепляющий ее права, что должно обезопасить жителей от действий инвестора), и только затем будет проведена «реорганизация» территории. Кроме того, в проекте закона точно указаны органы исполнительной власти, ответственные за выполнение каждого шага программы. Правда, по словам депутата-коммуниста Сергея Никитина, жители микрорайона обратились в городскую думу с законной просьбой переселить их в пределах своего района и установить конкретные сроки и адреса переселения. Однако за москвичами не оставили права на получение нового жилья в районе проживания: как объяснил глава Москомархитектуры Александр Кузьмин, авторы документа не могут нарушать закон, предписывающий переселение жителей ЦАО в пределах округа, а не района, как в целом по городу.
При этом людей оставляют жить «на стройке» еще несколько лет – до конца 2011 года.
«Живущие с 1996 года «на стройке» граждане, смирившись с тем, что их не оставляют на Пресне, просят хотя бы ускорить их переселение», — высказал чаяния жителей Камушков и Сергей Митрохин. Однако большинство его коллег предпочли не называть реальную дату и не обнадеживать жителей понапрасну. «Пока мы даже не знаем, кто выиграет конкурс, мы можем вообще не найти инвестора и обмануть ожидания жителей, — объяснил такую позицию депутат Михаил Москвин-Тарханов. — Но, конечно, мы будем стараться максимально удовлетворить пожелания жителей».
Что касается района проживания, то, по словам Москвина-Тарханова, жителей Пресни – «самого периферийного и экологически неблагоприятного района» (к 2013 году он станет одним из самых дорогих, респектабельных и благоустроенных в Москве. – «Газета.Ru») — переселяют не на окраину, а в пределах ЦАО. Предложение Митрохина отселить горожан, построив им новое жилье за счет бюджета на выкупленных у ближайших заводов землях, а потом включить компенсацию этих затрат в условия инвестконтракта, повисло в воздухе.
Впрочем, некоторые депутаты все же нашли рациональное зерно в заявлениях Митрохина. «В постановлении правительства Москвы 2005 года сказано о зарегистрированных в «Камушках» 3429 жителях, в сегодняшнем законопроекте их уже 3993 – на 500 человек больше. А к 2011 году эта цифра увеличится еще», — заметила депутат Инна Святенко. Но парламент решил не заморачиваться тем, как остановить прирост населения в Камушках, и оставить эту головную боль будущему застройщику.
По мнению муниципалов, документ и без того достаточно хорош. «Закон по Камушкам очень важен для города, — подвел итог обсуждению Владимир Платонов. – Сноситься будет больше и больше, от этого уже никуда не денешься. С 1 января мы больше не сможем принимать такие документы, это будет делать исполнительная власть. Но мы определили правила и установили планку, опуститься ниже которой будет уже нельзя».