Участники «круглого стола» «ЕГЭ: панацея или катастрофа?», прошедшего в понедельник в Госдуме, признали: введение единого госэкзамена в качестве единственного способа итоговой аттестации и конкурсного отбора при поступлении в вуз породило конфликтную ситуацию как в образовательном сообществе, так и в обществе в целом.
Проблема коррупции в образовании не решена: по данным депутатов, аттестат зрелости стоит 30—60 тысяч рублей, и спрос на него не падает. А скандальные результаты выпускных экзаменов этого года показали, что если запущенный маховик ЕГЭ уже не остановить, то его надо серьезно корректировать.
«В этом году 25% выпускников не сдали литературу, 23% — математику, 11% — русский язык, еще 6—13% не получили положительной отметки по другим предметам. Это значит, что половина детей в следующем году аттестаты не получат. И что с ними будет, если не будут внесены изменения в законодательство? Это катастрофа!» — заявил зампред комитета Госдумы по науке и образованию Олег Смолин. Эти результаты должны подтолкнуть Госдуму на изменение закона «Об образовании», считают депутаты — авторы уже разработанного законопроекта.
Суть предлагаемых изменений сводится к добровольности сдачи ЕГЭ и исключению сдачи экзаменов в форме ЕГЭ по литературе, истории и обществознанию.
«Речь идет о тех гуманитарных предметах, которые не поддаются формализации и которые не нужно формализовывать во имя того, чтобы они не превратились в механическое натаскивание вместо воспитания человеческой души», — отметил Олег Смолин.
Что касается вузов, то, согласно предлагаемому законопроекту, им разрешается проводить собственные экзамены, однако при желании абитуриента у него должны принять вместо такого экзамена результаты ЕГЭ. Кроме того, предусматривается предоставление ряду вузов права принимать абитуриентов только по результатам собственных экзаменов.
Чиновники от образования не согласны с такой постановкой вопроса.
Как заявила на «круглом столе» заместитель начальника управления контроля и оценки качества Рособрнадзора Татьяна Бархатова, ЕГЭ не может быть добровольным по самой своей сути. Что же касается огромного числа недовольных ЕГЭ, представитель Рособрнадзора попросила не быть голословными и предъявить ей конкретных людей и конкретные факты, только тогда, по ее словам, можно будет предметно разговаривать. Видимо, Бархатова пока не познакомилась с родителями выпускников, которые готовят обращение в Конституционный суд РФ о незаконности повсеместного проведения ЕГЭ (о таком иске от имени группы родителей заявил 20 июня президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков).
Впрочем, против абстрактных недовольных в стране уже начинают принимать совершенно конкретные меры. Как рассказал участникам «круглого стола» представитель взбунтовавшихся кемеровских выпускников Сергей Николаев из Новокузнецка, на акцию протеста против участия в эксперименте готовы были выйти сотни человек, но ее сразу объявили вне закона.
По словам Николаева, родителей выпускников запугивали ФСБ, а самих детей буквально запирали по школам, в срочном порядке изменив расписание занятий.
В итоге обсуждения участники «круглого стола» решили напомнить правительству о том, что беспорядки 1968 года во Франции начались как раз со студенческих волнений, и обратиться к верхушке исполнительной власти России с просьбой, прежде чем вводить ЕГЭ в обязательную фазу, организовать гласное многоуровневое обсуждение его результатов во всем обществе (а не только в среде материально заинтересованных в нем организаторов эксперимента). А до тех пор проводить выпускные экзамены в форме ЕГЭ только на добровольной основе.