Во вторник суд Сормовского района Нижнего Новгорода огласил решение по гражданскому иску пенсионера МВД Сергея Санкина, требовавшего взыскать с управления Минфина по Нижегородской области компенсацию за моральный и физический вред, причиненный ему еще в 2000 году двумя сотрудниками милиции. Требования истца были удовлетворены почти полностью.
Конфликт бывшего военного летчика и пенсионера МВД Санкина с правоохранительными органами начался в конце мая 2000 года. Тогда он пришел в квартиру к своей бывшей жене, где та проживала вместе с их общими детьми. Женщину приход экс-мужа не обрадовал, а он не спешил покидать квартиру, несмотря на скандал. Тогда хозяйка квартиры вызвала милицию и написала заявление, что бывший супруг угрожает и нарушает спокойствие в ее жилище. Наряд милиции задержал Санкина и доставил в дежурную часть Сормовского РОВД. По дороге милиционеры успокаивали задержанного, объясняя, что после того, как с него возьмут письменные объяснения, его отпустят. В дежурной части РОВД Санкина вместе с заявлением бывшей супруги передали Дмитрию Агееву и Алексею Гуганову. Те начали проводить обычные для задержания процедуры: забрали личные вещи и заставили вытянуть из ботинок шнурки.
Санкин попросил копию акта изъятия вещей и разрешение на звонок родственникам. Это требование и спровоцировало развитие конфликтной ситуации. В камере для задержанных военный пенсионер, стуча в дверь, продолжал отстаивать свое право на звонок. Через некоторое время в камеру зашел Агеев в сопровождении вооруженного резиновой дубинкой милиционера. На требование Санкина они ответили силовым внушением.
Лежа на лавке, задержанный пытался закрываться руками от ударов дубинкой и кулаками.
Затем Агеев и второй милиционер взяли его за ноги и за руки и волоком потащили к выходу из камеры в соседнюю комнату. Там военного пенсионера избивали уже несколько человек: удары наносились кулаками, ногами и резиновой дубинкой по голове, спине и почкам до тех пор, пока пенсионер не потерял сознание. Через некоторое время он очнулся от боли и понял, что его связывают — делают «ласточку»: Гуганов надел на него наручники, и вместе с Агеевым он связал Санкину руки и ноги за спиной. В таком положении избитый оставался длительное время, при этом несколько раз теряя сознание. Уже на суде Гуганов объяснил телесные повреждения у Санкина тем, что при задержании пенсионер оказывал сопротивление.
Чуть позже Гуганов и Агеев пришли к Санкину «мириться»: они предложили не направлять в суд дело об административном правонарушении взамен на согласие «разойтись мирно». Задержанный согласился. Правда, спустя два дня после избиений ему пришлось обратиться в больницу, где у пострадавшего были зафиксированы: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы мягких тканей лица, головы, туловища, конечностей. После лечения Санкину поставили вторую группу инвалидности. Согласно заключению медиков, черепно-мозговая травма, послужила причиной возникновения психосоматического расстройства.
Уголовное дело по заявлению Санкина в отношении обидчиков прокуратурой закрывалось, приостанавливалось и вновь возобновлялось 17 раз.
Подключив к делу правозащитников из «Комитета против пыток», Санкин все-таки добился возмездия: в 2005 года оба избивавших пенсионера милиционера были признаны виновными в превышении должностных полномочий с применением физического насилия и причинении тяжкого вреда здоровью. Суд приговорил их к пяти с половиной годам лишения свободы. Нижегородский областной суд снизил срок наказания до трех с половиной лет. Тем временем Европейский суд по правам человека коммуницировал (признал приемлемой) жалобу Санкина на нарушение Россией Конвенции по правам человека в части запрета применения пыток и права на справедливое расследование.
С помощью правозащитников военный пенсионер направил гражданский иск в суд Сормовского района Нижнего Новгорода к министерству финансов Нижегородской области с требованием взыскать в его пользу компенсации морального и материального вреда.
Судья Лидия Клепцова обязала минфин выплатить Санкину 1,137 млн руб. в качестве компенсации вреда здоровью и 2 млн руб. компенсации морального вреда. Кроме того, ежемесячно до апреля 2009 года Санкину будет выплачиваться по 17 тыс. рублей.
Весной 2009 года потерпевший должен будет пройти очередную медицинскую комиссию, чтобы подтвердить статус инвалида второй группы.
Правозащитники считают назначенную компенсацию мерой, адекватной тем моральным и физическим страданиям, что перенес Санкин, и предполагают, после вступления решения суда в силу направленная ранее в Страсбург жалоба будет отозвана. Сам Сергей Санкин не в полной мере удовлетворен решением суда. Как пояснил истец «Газете.Ru», изначально он требовал в качестве компенсации вреда здоровью 2,5 млн рублей, но суд зачел ему «вред» только за последние три года из прошедших с момента инцидента восьми лет. К тому же, по мнению Санкина, Минфин, скорее всего, обжалует решение, так что история еще не закончена. Об этом свидетельствует и неофициальный комментарий прокуратуры Сормовского района Нижнего Новгорода: там все, что связано с «делом Санкина», считают «неоднозначным».
Санкин добавил, что последствия побоев до сих пор отравляют ему жизнь: довольно часто он испытывает головные боли, усталость и раздражительность. Из-за плохого самочувствия ему постоянно приходится менять место работы. Как обстоят отношения пенсионера с бывшей женой, он комментировать не стал.