Федеральная служба судебных приставов (ФССП) намерена ужесточить меры по борьбе с юридическими или физическими лицами, которых суд признал должниками. Как сообщает РИА «Новости», в пятницу заместитель директора ФССП Артур Парфенчиков заявил, что в настоящее время приставы планируют опробовать опыт своих зарубежных коллег по ограничению имущественных прав, а не только арест имущества.
В качестве примера он привел отключение должников от мобильной связи, интернета и кабельного телевидения.
Правда, как сообщил «Газете.Ru» начальник пресс-службы ФССП Игорь Комиссаров, «ничего, в сущности, нового и не планируется». «Мы давно уже подумывали о расширении списка законных инструментов для восстановления чужих прав, а теперь поняли, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» позволяет нам накладывать арест и на такую собственность, как, скажем, спутниковая тарелка», — рассказал Комиссаров. Согласно ст. 75 данного закона, судебные приставы имеют право заниматься «взысканием на принадлежащие должнику имущественные права в отношении третьих лиц». «Все, что предусматривает закон, мы действительно намерены опробовать, в том числе отключение отдельных должников от мобильной связи, интернета или спутникового телевидения, — пояснил начальник пресс-службы ФССП. — Нам не важно, каким образом восстанавливать нарушенные права и как влиять на несговорчивых должников: у нас есть закон, и мы намерены действовать в полном соответствии с ним, используя любые способы, которые ему не противоречат».
Однако, по словам Комиссарова, «применять новую практику ко всем подряд» никто в ФССП не собирается. «Все это будет осуществляться на индивидуальной основе, если на человека не действует один законный способ, то мы применим другой, — сообщил он. — Алгоритм еще только будет вырабатываться, но попробовать стоит, так как это может помочь». «До 1998 года никто, например, не думал, что ограничение на выезд из РФ для должников принесет такие хорошие результаты, а оказалось, что это крайне эффективный метод», — отметил Комиссаров.
Кроме того, говорят в ФССП, санкции будут применяться таким образом, чтобы не нарушить права третьих лиц, в данном случае провайдеров.
Те «третьи лица», которых должна коснуться новая практика, а именно провайдеры и операторы сотовой связи, пока смутно себе представляют, как ФССП будет реализовывать свой проект.
«Я, если честно, с трудом представляю, как это физически будет сделано в российских реалиях», — сообщил «Газете. Ru» генеральный директор «Корбина Телеком» Александр Малис. «Мне кажется, что у нас это практически невозможно, хотя я знаю, что это мировая практика, когда, скажем, в Европе все, что человек покупает, сразу же реквизируется. Но там ведь почти каждый имеет кредитную карточку, в отличие от нашей страны», — сообщил Малис. В то же время, говорит он, в том случае, если судебные приставы все же будут отключать кого-то из клиентов его компании, он будет вынужден подчиниться — но «только если это не будет противоречить закону, насчет чего имеются некоторые сомнения».
Юристы же считают, что действия приставов могут напрямую противоречить Конституции РФ: с отключением мобильной связи и интернета должник лишается доступа к информации.
По мнению адвоката Петра Домбровицкого, «они еще бы могли запретить газеты читать или телевизор смотреть, раз уж решили мешать ему получать информацию». «Они сколь угодно долго могут интерпретировать 15-ю статью закона «Об исполнительном производстве» в своих интересах, но они должны понимать, что у нас в России главнее Конституция и в ней ясно говорится о праве человека пользоваться информацией, чему они мешают, лишая его интернета и мобильной связи», — сообщил адвокат «Газете.Ru».
Для ФССП это уже не первый эксперимент.
Так, в начале этого года красноярские судебные приставы разыскали своего «клиента» через сайт «Одноклассники.Ru».
Обнаружив должника в социальной сети, они отправили ему сообщение через сайт и SMS с уведомлением. После этого, посчитав, что неплательщик был уведомлен, приставы смогли начать принудительное взыскание долга. Уведомлять должников с помощью электронных сообщений позволил вступивший в силу с 1 февраля 2008 года обновленный закон «Об исполнительном производстве».
Как считает Домбровицкий, судебные приставы стремятся «максимально облегчить себе жизнь». «Само собой, все они не очень хотят изо дня в день разыскивать должника по всему городу, ведь куда проще разыскать его через сайт, а потом еще и отключить мобильную связь, а потом, интерпретируя закон под себя, сделать жизнь изворотливого должника невыносимой, — говорит адвокат. — Придумывать абсурдные вещи, основываясь на законе, можно сколь угодно долго — было бы желание». На данный момент, судебные приставы не могут арестовывать лишь предметы первой необходимости и личные вещи, к которым не относятся драгоценности и предметы роскоши.
«Можно отключить человеку и воду, и отопление в доме, а потом ждать, пока он не взвоет и не прибежит отдавать долги», — говорит адвокат.
Такая активность судебных приставов, по мнению Домбровицкого, объясняется «низкой взыскиваемостью», с которой «по команде сверху» решили активно бороться: «Видимо, приказали им улучшить результаты, а они решили найти самый легкий способ».