В четверг судебные приставы-исполнители 1-го межрайонного отдела УФССП по Москве по ЦАО насильно переселили жителей приватизированной квартиры №28 д. 26/2, стр. 2 по улице Б. Никитская. В это время хозяйка квартиры Эмилия Суптель находилась в городской больнице №36 с обострением хронического тромбоза. Ее пожилая мать накануне также была госпитализирована. Телеграмма о состоянии здоровья женщин, а также подтверждающие медицинские справки сразу были переданы в Службу судебных приставов. Несмотря на это, «штурм» квартиры состоялся.
Как рассказала «Газете.Ru» Эмилия Суптель, о том, что творится в доме, ей сообщили по телефону соседи. «Я сразу прилетела сюда, но меня даже не пустили во двор, — пояснила она «Газете.Ru». – Приставы вытаскивали из дома наши вещи, а я стояла под дождем и видела своих кошек, раскиданных во дворе. До одной из них мне удалось добраться и вытащить из нее шприц с дитилином. Мне кажется, если бы они могли, то спокойно перебили бы в угоду инвесторам и людей.
Это бандитизм. По-другому то, как расправляются в Москве с москвичами, не назовешь».
По информации на 19.00, жильцов так и не пустили в их бывшую квартиру. «Нам не дали забрать даже трупы кошек, — рассказала Суптель. – Половину наших вещей поворовали, хотя я предупреждала приставов, что у нас есть ценный антиквариат. Ключи от квартиры, куда перевезли наше имущество, нам тоже не дают. Будем ночевать на улице».
Между тем, по словам Суптель, окончательного решения о выселении ее из квартиры еще нет – дело продолжает рассматриваться в судах. Более того, инвестиционный контракт на реконструкцию здания, по которому ведется выселение жителей, подлежит расторжению в соответствии с поручением мэра Москвы. Документы, подтверждающие слова москвички, «Газете.Ru» предоставили помощники депутата Мосгордумы Ивана Новицкого, к которому женщина обращалась за помощью.
Как следует из этих документов, переселение жильцов было предусмотрено постановлением правительства Москвы от 14.02.2006 г. №86-ПП «О реализации инвестиционного проекта реконструкции жилого комплекса по адресу: Б. Никитская ул. д. 26/2, стр. 1,2,3». Сам дом был признан аварийным (по мнению жильцов, безосновательно).
На несогласных переселяться собственников департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ДЖПиЖФ) подал в суд. Пресненский районный суд, а вслед за ним и Мосгорсуд постановили отселить Эмилию Суптель и ее мать Розалию Кородзиевскую на жилплощадь, предоставленную инвестором – ЗАО «Фирма «НИО». (В соответствии с инвестконтрактом, инвестор после отселения граждан приобретает право на их площадь в доме.)
Однако в период между этими двумя судами экспертной комиссией по недвижимым объектам наследия дом на Большой Никитской был признан вновь выявленным объектом культурного наследия.
А это значит, что сносить и даже реконструировать его уже нельзя (такие объекты подлежат только реставрации и капитальному ремонту). Что касается жильцов такого дома, то к ним применяется норма ст. 14 Закона №21 города Москвы от 31.05.2006 года «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». Она предусматривает предоставление гражданам жилья в маневренном фонде на период проведения капитального ремонта или реставрации.
Нельзя сказать, что информация о вновь обретенном памятнике осталась незамеченной городскими властями.
Еще 1 октября 2007 года мэром Москвы по докладу председателя Москонтроля было дано поручение префектуре ЦАО подготовить проект постановления правительства Москвы об отмене принятого в 2006 году постановления (№86-ПП) и расторжении инвестиционного контракта с ЗАО «Фирма «НИО», а также поручено провести новый конкурс, предусматривающий учет изменения охранного статуса объекта и прав собственников помещений в нем.
По информации префектуры ЦАО, проект постановления направлен на согласование в правовое управление правительства Москвы и будет выпущен в первой половине июня 2008 года.
После этого комплекс зданий по адресу ул. Б. Никитская, д. 26/2, стр. 1,2,3 будет включен в реестр конкурсных объектов, по нему будет разработана лотовая документация, предусматривающая учет прав собственников жилых и нежилых помещений в здании и проведены торги. Затем победитель торгов начнет разработку проекта строительства объекта. Исходя из сложившейся в Москве практики согласования проектной и строительной документации, этот процесс займет не менее 2–3 лет. Все это время жилая часть дома будет оставаться пустой, а расположенные в нежилых помещениях организации будут продолжать работу, поскольку вопрос с ними будет решать уже победитель конкурса.
К чему же такая оперативность, проявленная в связи с выселением жителей, непонятно. В скорейшем исполнении судебного решения, принятого без учета и даже вопреки последним решениям городских властей, заинтересовано, судя по всему, только ЗАО «Фирма «НИО».
В понедельник депутат Мосгордумы Иван Новицкий направил в ДЖПиЖФ обращение об отзыве исполнительных листов. «Очевидно, что в вышестоящем суде, особенно после выхода постановления правительства Москвы и расторжения инвестконтракта, незаконные решения нижестоящих судов будут отменены и пересмотрены, — считает депутат. – Но складывается парадоксальная ситуация: сначала департамент жилищной политики и жилищного фонда, выйдя за переделы порученного ему постановлением правительства Москвы, подает иск о выселении граждан, а потом его представители в суде игнорируют поручение мэра и тем самым фактически действуют в интересах ЗАО «Фирма «НИО».
В четверг, когда из квартиры Эмилии Суптель уже выносили вещи, в ДЖПиЖФ помощнику депутата сообщили, что его обращение «расписано» начальнику правового управления департамента.
В самом правовом управлении «Газете.Ru» заявили, что пока еще этого обращения не видели, а прокомментировать с ходу этот вопрос не так просто. «Эта история тянется несколько лет, — рассказала «Газете.Ru» замначальника управления Людмила Рыбакова. – Ею занимались несколько наших специалистов, накопилось много бумаг. Надо поднять все эти документы и посмотреть, что здесь можно сделать. Пока у нас есть только те документы, которые принес помощник Новицкого, но это только одна часть проблемы».
Впрочем, не исключено, что «подняв документы» и «посмотрев, что здесь можно сделать», ДЖПиЖФ примет сторону москвичей, а не инвестора. Правда, из дома уже выселены все жильцы, Суптель и Кородзиевская держали оборону последними. Их нынешние соседи – это временно заселенные в дом гастарбайтеры.