В Техасе в течение минувших выходных c ранчо, принадлежащего мормонам-сектантам, вывели 219 женщин и детей, которые ни разу в жизни не покидали пределы полигамной общины, живущей крайне закрытой жизнью. Они воспитывались приверженцами Фундаменталистской церкви Иисуса Христа святых последних дней (Fundamentalist Church of Jesus Christ of Latter Day Saints, FLDS) — ультраконсервативного крыла мормонской церкви. Полиция нашла засекреченную общину близ небольшого городка Эльдорадо после анонимного сообщения об изнасиловании 16-летней девушки. В 14 лет ее незаконно выдали замуж за 52-летнего сектанта, хотя закон штата Техас запрещает девушке выходить замуж раньше 16 лет даже с согласия родителей, через год она родила, а еще через год поступил анонимный сигнал.
Адаптировать вывезенную «фабрику невест» (официальные мормоны признали полигамию незаконной еще сто с лишним лет назад) правоохранительным органам и социальным работниками помогают бывшие сектантки, в частности, Кэролин Джессоп. В 2003 году она сбежала из общины. В воскресенье, узнав о разоблачении секты, она приехала в западный Техас с двумя дочерями. Об этом сообщает Salt Lake Tribune. Рожденная и жившая в вере FLDS, Кэролин стала четвертой женой Мэрилла Джессопа. На момент бракосочетания ей было 18 лет, ему — 50. Вместе они воспитывали восьмерых детей (Salt Lake Tribune не уточняет, сколько совместных детей было у пары; известно лишь, что Кэролин не родная мать всех восьмерых). В 2003 году она ушла от мужа и оставила секту, взяв с собой трех дочерей.
Джессоп заявила журналистам, что надеется вызволить из секты двух своих сыновей.
На ранчо остаются несколько десятков сектантов, которые отказались покинуть общину. Большинство из них — юноши и мужчины. Точное количество оставшихся пока не известно.
По приезду в Эльдорадо Джессоп предложила властям стать консультантом: опыт ее жизни и отъезда из Фундаменталистской церкви Иисуса Христа святых последних дней может помочь тем, кто работает с женщинами и детьми, «соответствовать культуре FLDS» и найти общий язык с послушниками. По ее мнению, это поможет в допросах о сексуальном насилии над молодыми девушками, которых против их воли выдавали замуж. В Эльдорадо приехала и социальный работник Шэнон Прайс, основавшая в Юте центр для помощи подросткам, оставившим секту.
В Техас явилась и Элис Уолл, покинувшая FLDS несколько лет назад. Благодаря стараниям этой женщины лидер секты Уоррен Стид Джеффс был осужден на заключение в тюрьме Юты как сообщник в сексуальном насилии над несовершеннолетней девушкой.
Он возглавлял общину с 2002 года. Официально Уоррен Стид Джеффс именовался «президентом и пророком», но прихожане называли его по-родственному – «дядюшка Уоррен». Только глава церкви имеет право сочетать членов церкви браком и наделен властью передавать жен и имущество провинившихся мужчин более достойным. Распространенной практикой стали браки несовершеннолетних девушек с взрослыми мормонами-фундаменталистами. Джеффс проводил курс на изоляцию своих подопечных от окружающего мира: в частности, он ограничивал доступ прихожан к прессе, интернету и светскому образованию. Пророком он себя провозгласил после смерти своего отца, прежнего главы церкви Рулона Джеффса, «дядюшки Рулона». У Джеффса-старшего было около дюжины жен, и почти все они стали супругами его сына.
Уоррен Джеффс собрал коллекцию приблизительно в 70 жен, когда в 2004 году один из племянников Джеффса подал против него судебный иск: молодой человек утверждал, что в детстве был изнасилован дядей. Аналогичные обвинения выдвинули еще два племянника «пророка», один из которых вскоре покончил с собой. Летом 2005 года против Джеффса выдвинули еще одно обвинение: в 2002 году он выдал 14-летнюю девушку замуж за уже женатого 19-летнего прихожанина, который к тому же был двоюродным братом новой суженой. Пострадавшая Элис Уолл утверждала, что брак был заключен против ее воли и супруг ее насиловал. Позднее ей удалось уйти из семьи (Джеффс разрешил развод) и выйти замуж за другого человека, от которого она ждала ребенка.
Местонахождение Джеффса долгое время было неизвестно, и за информацию о нем власти сначала назначили награду в $10 тыс. Со временем «пророк» оказался в списке 10 наиболее разыскиваемых ФБР преступников, и награда за сведения о нем выросла до $100 тыс. Некоторое время Джеффсу удавалось благополучно скрываться: глава FLDS мог рассчитывать на помощь последователей в Юте, Аризоне, Техасе, Колорадо, Южной Дакоте, а также Британской Колумбии и Мексике. В июне 2006 года он вернулся в Колорадо-Сити, чтобы провести новые брачные церемонии, а в августе его случайно удалось задержать в Неваде. Джеффса препроводили в тюрьму в Юте, где он ожидал суда по делу Уолл. Оказавшись за решеткой, он признался, что «недостоин звания пророка».
В сентябре 2007 года суд признал Джеффса соучастником двух эпизодов изнасилования Элис Уолл. 20 ноября ему было назначено наказание: от пяти лет тюрьмы за каждый из доказанных эпизодов до пожизненного заключения. Сколько именно Джеффс будет сидеть, должна определить комиссия штата Юта по помилованию. Суд над главным обвиняемым по этому делу, бывшим мужем Уолл Алленом Стидом пока не состоялся. Сейчас Джеффс переведен в одну из окружных тюрем штата Аризона, судебные власти которого расследуют другие обвинения в его адрес.
Бывшая сектантка Кэролин Джессоп, по ее словам, сначала боялась, что события в Техасе будут иметь неприятные последствия — учителя FLDS могли использовать ситуацию, чтобы изобразить себя в роли мучеников. Теперь она уверена, что раскрытие общины поможет выйти на поверхность всей правде об этой секте.
Джессоп и эксперт по мормонам Прайс говорят, что нынешние события в Техасе не похожи на подобные прецеденты в 1953 году в штате Аризона, где чиновники «разрывали семьи, принадлежащие к FLDS». Они утверждают, что сейчас власти Техаса предлагают жителям ранчо «многочисленные варианты» и удостоверяются, что те имеют все в чем нуждаются. Многие молодые женщины, вывезенные с ранчо, получили сотовые телефоны и могут связаться с членами своей семьи, которые остались в общине. Кроме того, они смогли вывезти с собой некоторые пожитки. Однако сейчас, по словам Джессоп, вывезенные женщины и дети испуганы происходящим. Дело в том, что секта учит свою паству тому, что господствующее общество является злым и полно решимости отобрать детей у их родителей.