Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пуля вместо мыла

В Свердловской области начался суд над 24-летним прапорщиком, застрелившим солдата-срочника

В Свердловской области начался суд над 24-летним прапорщиком, напившимся и шутки ради застрелившим солдата-срочника. Рядовой Николай Ишимов был убит в строю выстрелом в голову из табельного пистолета. Стоявшего во второй шеренге солдата спас крепкий череп стоявшего впереди товарища.

В среду в Нижне-Тагильском гарнизонном военном суде (Свердловская область) состоялось первое судебное заседание по делу прапорщика Владимира Базелева. 24-летний старшина отдельной роты противодиверсионной борьбы и разведки части РВСН обвиняется в неосторожном обращении с оружием (ч. 2 ст. 349 УК РФ) и нарушении уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ). Так было сформулировано обвинение Базелева, совершившего убийство своего подчиненного, рядового Николая Ишимова.

Обстоятельства этого дела получили широкий общественный резонанс в августе 2007 года. Вечером 20 августа во время проведения вечерней поверки личного состава прапорщик Владимир Базелев выстрелом в голову убил рядового срочной службы Николая Ишимова. Базелев был вооружен табельным ПМ по случаю заступления в наряд и был пьян, поскольку третью неделю отмечал свой день рождения. Как сообщили «Газете.Ru» в правозащитной организации «Право матери», представляющем интересы потерпевшей стороны, в тот вечер около 22.30 Базелев расхаживал перед 47 построенными в две шеренги срочниками и размахивал пистолетом. Спрашивая «Что, в тебя выстрелить? Или в тебя?», Базелев тыкал заряженным и взведенным пистолетом в солдат. Свой выбор он остановил на Николае Ишимове из первой шеренги и нажал на спусковой крючок.

Выстрел оказался смертельным.

(Как говорят правозащитники, погибнуть в этот момент мог еще один солдат, стоявший за Ишимовым — спасло его то, что пуля не не прошла навылет). После того, как Ишимов упал, раздался крик «Бежим!». Вместе со всеми побежал и Базелев с пистолетом. Через дыру в заборе он покинул территорию секретной части РВСН. Базелев скрывался двое суток, прячась на близлежащих дачах, после чего явился с повинной.

Сегодняшнее судебное заседание по этому делу по закону должно было быть открытым. Однако ни в Нижнетагильском гарнизонном суде, ни в 101-м гарнизонном суде Оренбургского гарнизона (судебное следствие должен проводить именно этот суд) никакой информации о процессе не было. В канцелярии гарнизонного суда Нижнего Тагила «Газете.Ru» заявили, что такого процесса в планах работы суда на среду вовсе нет.

Позже выяснилось, что процес «объявлен закрытым», поскольку «обывателю не нужно знать обстоятельства, а следует знать имело ли место преступление, виновен ли Базелев и, если виновен, то сколько получил».

Таким образом, обстоятельства произошедшего грозили остаться под покровом тайны — из-за дезинформации на заседание суда пресса не попала. Принять участие в процессе с трудом смогла и авдокат потерпевшей стороны Зарема Юсупова. По ее словам, сегодняшнее заседание началось допросом свидетелей. Однако все допрошенные в зале суда ограничивались краткими ответами: «Не помню», «Не знаю», «Забыл, было давно».

Ключевые свидетели потерпевшей стороны — рядовые Ленц и Фролов — находятся в госпитале. Оба солдата могли бы дать исчерпывающие показания, однако явиться в зал суда они вряд ли смогут.

Тем не менее к началу судебного следствия в правозащитной организации «Право матери» имелись показания обвиняемого Базелева, красноречиво свидетельствующие о быте и нравах ряда военнослужащих полка РВСН. «2 августа 2007 года я употреблял спиртные напитки — водку с командиром роты ПДБиР (противодиверсионной борьбы и разведки) в/ч 58612 старшим лейтенантом Николенко Д. Б. до двух часов 3 августа 2007 г. Сколько нами было выпито спиртных напитков в тот вечер, я точно не помню, но я был сильно пьян и проснулся утром только в обеденное время. 4 августа 2007 года я в компании младших офицеров своей части в казарменном расположении нашей части употреблял спиртные напитки — водку по случаю моего дня рождения. Сколько нами было выпито спиртных напитков в тот вечер, я точно не помню, но я был сильно пьян и проснулся в казарменном расположении нашей части в 11 часов 5 августа 2007 года. 5 августа 2007 года вечером я употреблял спиртные напитки — пиво с Николенко Д. Б. Мы вдвоем выпили 7 л пива. В период с 6 по 14 августа 2007 года я употреблял спиртные напитки — около 2,5 л пива ежедневно в компании либо Николенко, либо Дружинина (заместитель начальника штаба нашей части), за исключением 11 августа 2007 года. В этот день я стоял в дневном наряде по бане, после чего вечером около 21 часа я выпил около 150 мл коньяка и лег спать. 15 августа приехал военнослужащий в/ч 19980 старший лейтенант Каунихин А. Н., с которым мы совместно проживали в съемной квартире. В период с 15 по 18 августа 2007 года я с Каунихиным употреблял спиртные напитки — около 7 л пива ежедневно, за исключением 16 августа 2007 года. В этот день помимо пива мы еще употребили 2 л джина. 19 августа 2007 года я и Николенко употребили вдвоем спиртные напитки — 5 л пива. Потом к нам присоединился Каунихин, и мы втроем выпили еще 5 л пива.»

Что особенно интересно, после этого Николенко на допросах утверждал, что не видел Базелева в нетрезвом виде. Не замечало «приподнятого» настроения прапорщика и командование части.

Однако, согласно показаниям Базелева, он был нетрезв и в день убийства: «В 16 часов 30 минут я заступил в суточный наряд дежурным по в/ч 58612. Перед заступлением в наряд я в комнате хранения оружия в/ч 58612 от предыдущего дежурного по части прапорщика Элина А. В. получил закрепленный за мной пистолет ПМ, две обоймы к пистолету и 16 патронов к пистолету ПМ. (...) Я вспомнил, что после отпуска я принес в кладовую бутылку водки объемом 0,5 л «Калашников» и оставил ее в кладовой. Я решил ее распить. В ходе употребления пищи в течение двух часов я выпил бутылку водки. (...) Пока военнослужащие наводили порядок, я зашел к себе домой, взял деньги и купил еще одну бутылку водки объемом 0,5 л «Градус», которую также принес в кладовую в/части 58612. Примерно с 21 часа до 22 часов я выпил еще 150 г водки. В 21 час 50 минут началась поверка личного состава в/ч 58612», — давал показания прапорщик.

Согласно материалам дела, во время поверки Базелев попросил Николенко оставить его с личным составом для выдачи сигарет и мыла. Николенко просьбу старшины исполнил и удалился. Ни табака, ни мыла в тот день Базелев не выдал никому.

Судебное заседание продолжится в четверг. Адвокат потерпевшей стороны намерен добиваться вызова в суд всех свидетелей. Ходатайство по этому поводу озвучено сегодня и будет рассмотрено судьей в четверг.

Новости и материалы
Ученые нашли у мышей способность к стратегическому мышлению
Барецкий о тюрьме для иноагентов: «Начну переговоры с Shaman»
Дина Аверина: хотелось бы, чтобы ЦСКА закончил сезон в тройке
Легенда «Спартака» призвал забыть о Квинси Промесе
Муцениеце о победе в суде: «Радостного мало, стыдно»
В КНДР планируют воспитывать больше кадров, готовых к современной войне
Мать погибшего участника СВО не получила деньги из-за отца в ВСУ
Посол РФ в Британии призвал отказаться от ложных обвинений РФ
Пермяк отсудил у самокатчика 40 тысяч рублей за наезд
Xiaomi выпустила новую линейку дешевых 4K-телевизоров с экранами QLED
Блинкен назвал Китай главным поставщиком для российского ВПК
Зеленский рассказал, чего ВСУ не хватает для формирования новых бригад
Стало известно, как Джикия может вернуться в основу «Спартака»
Посол указал Британии на абсурдность обвинений в причастности России к диверсии
Три города претендуют на проведение Суперкубка России по футболу 2024 года
Опубликованы фотографии необычного Infinix GT 20 Pro со светящимся корпусом
Колосков: сборная России может сыграть в отборе на Евро-2028
В Белом доме сообщили, что у них нет свободных ПВО для Украины
Все новости