В руки журналистов The Guardian попал доклад ООН с сенсационными экологическими данными: мировая атмосфера загрязняется в три раза сильнее, чем считалось. Оказалось, что на интенсивность глобального потепления серьезно влияет торговое судоходство. В исследовании подсчитано, что ежегодный выброс кораблями углекислого газа достиг 1,12 млрд т — 4,5% от всего газа, который приводит к «тепличному эффекту».
Авторы отчета, имена которых не разглашаются, предполагают, что вредные выбросы водного транспорта станут одним из главных источников CO² в атмосфере после автомобилей, жилищной застройки, сельского хозяйства и заводов. Увлеченный борьбой с глобальным потеплением Евросоюз даже не включил судоходство в план борьбы с экологической катастрофой, а между тем авиационная индустрия, на которую оказывается сильнейшее давление, ответственна лишь за 650 млн тонн CO² в атмосфере.
Мореходство загрязняет воздух почти в два раза больше.
До сих пор Межправительственный экспертный совет по изменению климата при ООН оценивал экологический вред от торгового судоходства максимум в 400 млн т углекислого газа в год. Но в анализе, попавшем в редакцию The Guardian, проведен более замысловатый подсчет, учитывающий информацию о вреде топлива и кораблей, собранную Международной морской организацией. Предыдущие попытки подсчитать вред, наносимый судоходством, основывались на количестве дешевого «грязного» топлива, закупаемого судоходными компаниями. Последние расчеты аккуратнее: они учитывают, сколько солярки или керосина обычно используется на суднах, сколько времени они проводят в океанах и сколько всего дешевого топлива продают их владельцам.
Международная группа не только утверждает, что загрязнение гораздо серьезнее, чем того опасались, но и прогнозирует рост выброса CO² до 30% к 2020 году.
Кроме того, исследователи предупредили, что выброс других вредных веществ с кораблей увеличивается еще быстрее, чем уровень загрязнения CO². Количество серы и сажи, содержание которых в атмосфере приводит к увеличению заболеваемости раком легких, дыхательным проблемам и кислотным дождям, через 12 лет увеличится более чем на 30%. Этот аспект особенно важен для Англии и Франции, границы которых расположены вдоль Ла-Манша, одного из самых загруженных морских маршрутов в мире. Фатален он и для Стамбула, раскинувшегося по обе стороны Босфора.
Недавние исследования специалистов доказали, что экологическое неблагополучие, в котором виновны морские перевозки, приводит к 60 тыс. смертей в год.
«Это ошибка всей системы, что судоходство не стало темой для публичных обсуждений глобального потепления. Поэтому и никаких мер к торговому флоту не применялось, — сказала The Guardian член Межправительственного экспертного совета по изменению климата Раджендра Пачаури. — Я надеюсь, что вопрос о загрязнении окружающей среды флотом обязательно войдет в следующее соглашение ООН. Если нет, то тогда это будет трусливым бегством от проблемы. Станет понятно, что все наши попытки остановить глобальное потепление неэффективны».
Обнародованный в СМИ отчет должен крайне смутить правительства четырех государств, в том числе Великобритании, которые оплатили исследование, пишет издание. Вместе со странами Евросоюза они старательно игнорировали экологическую роль судоходства. Ни одна страна не включала в бюджет на снижение выбросов CO² деньги на борьбу с загрязнением от морского транспорта.
Ожидается, что теперь владельцев кораблей заставят перейти на более качественное и дорогое топливо, а Еврокомиссию — включить корабли в список опасных источников загрязнения атмосферы.
Месяц назад такая судьба постигла авиацию, но мореходство эта участь тогда обошла стороной.
Управляющий директор компании Intertanko, крупнейшего поставщика танкеров, Питер Смит сообщил, что представители их индустрии кое-что сделали для уменьшения загрязнений. «Мировая торговля растет, а вместе с ней и количество кораблей. Но мы экономим, используя очень большие судна вместо нескольких среднего размера, — сказал он The Guardian. — Частные корабли уже 20 лет как неуклонно понижают уровень потребления топлива. Например, сейчас на одном литре топлива танкер водоизмещением 160 тыс. т может провести 1 т груза дальше, чем на 2,8 тыс. км. Это в два раза больше, чем было 20 лет назад».
В министерстве окружающей среды Великобритании заявили, что правительство поддержит развитие Европейской системы торговли квотами на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду через Международную морскую организацию. Кроме того, как уточнил представитель ведомства, чиновники рассмотрят возможность включения корабельных выбросов в эту систему. «Торговый флот должен взять на себя часть ответственности за глобальные изменения в мировом климате», — сказали в министерстве.