В музей имени Андрея Сахарова нагрянули сотрудники милиции. Оперативники отдела по борьбе с организованной преступностью обыскали хранилища центра и кабинеты дирекции. Таким образом администрация музея узнала, что из-за выставки «Запретное искусство 2006» против нее возбуждено уголовное дело.
В пятницу в Музей имени Андрея Сахарова неожиданно нагрянули с обыском. Около 13.00 в холле музея появились двое милиционеров с двумя понятыми. Они представились сотрудниками РУБОПа, показали охране документы и постановление на обыск. «Они предъявили удостоверения, и на мой вопрос, к какому подразделению МВД относятся, ответили: «РУБОП». У них был ордер на обыск, подписанный кем-то из прокуратуры», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник охраны музея.
По словам секретаря музея, в ордере говорилось, что в отношении директора Юрия Самодурова и куратора выставки «Запретное искусство 2006» Андрея Ерофеева возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ (разжигание религиозной вражды).
Миновав пост охраны, двое сотрудников РУБОПа поднялись на верхний этаж музея и потребовали впустить их в кабинеты дирекции. «Они настаивали, чтобы их впустили в кабинет Самодурова и его заместителя Игоря Веретильного, но мы упросили их не делать этого до прихода руководства, и тогда они начали осматривать хранилища», — рассказали сотрудники.
Когда обыск начался, посетителей в музее не было. А из-за милицейского рейда его и вовсе пришлось закрыть.
По словам работников музея, в хранилищах рубоповцы ничего не нашли. «Это и не удивительно: все экспонаты «Запретного искусства» покинули наш музей, как только закончилась выставка — то есть в начале 2007 года», — пояснила одна из сотрудниц. Как только в музей приехали Юрий Самодуров и его заместитель, милиционеры приступили к досмотру их рабочих кабинетов.
Сам Юрий Самодуров с «Газетой.Ru» говорить не смог: обыск почти пять часов, а по его завершении руководитель музея созвал экстренное совещание. По словам сотрудников, оперативники РУБОП увезли с собой «какие-то документы, касающиеся выставки «Запретное искусство».
Тем временем в УБОП ГУВД Москвы не только отказались пояснить, в связи с чем сотрудники отдела обыскали Музей им.Сахарова, но и вообще не подтвердили, что такая операция проводилась.
«Мы не будем комментировать эту информацию и оставляем все сообщения об обыске на совести сотрудников музея», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь УБОП Игорь Цирульников.
В Следственном комитете при Прокуратуре РФ тоже не смогли рассказать, что милиционеры искали в музее. По словам представителя пресс-службы СК, против музея возбуждено уголовное дело. Связано оно с выставкой «Запретное искусство 2006», которая прошла в музее в марте 2006 года и вызвала протесты православных организаций. «Уголовное дело в отношении организаторов выставки было возбуждено Таганской межрайонной прокуратурой в мае 2007 года. Теперь оно передано в Следственный комитет, который проводит следственные действия», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Однако, какие именно «следственные действия» ведутся и кто отдал распоряжение обыскать музей, сотрудник пресс-службы не пояснил.
С заявлением о возбуждении уголовного дела против музея и кураторов выставки «Запретное искусство 2006» выступило общественное движение «Народный собор» в лице ее координатора Олега Кассина. Православные активисты обвиняли организаторов выставки в возбуждении религиозной вражды. При этом к самим автором работ (или, как называл их Кассин, «мазюканий») у общественного движения претензий нет. По этому заявлению Таганская прокуратура в марте 2007 года начала проверку, а в мае возбудила уголовное дело. Однако руководству музея о том, что в отношении них ведется расследование, не было известно вплоть до обыска.
Присутствовавший при обыске в музее руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев заявил «Газете.Ru», что все попытки как-то свести на нет историю с выставкой «Запретное искусство 2006» оказались безуспешны.
В свое время Пономарев, а также глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан, глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, руководитель Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, пытаясь вступиться за организаторов выставки, обращались к главе совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элле Памфиловой и российскому омбудсмену Владимиру Лукину. «Дело даже не в том, были ли сегодня при обыске допущены процессуальные нарушения или нет, беспокоит другое — известные люди и правозащитники неоднократно выражали свои протесты в связи с происходящим, но делу все равно дали ход», — констатировал Пономарев.