Вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян, содержащийся под стражей и обвиняемый в хищении, болен СПИДом. Смертельный диагноз подследственного в среду на процессе в Верховном суде разгласил прокурор Владимир Хомутовский. На заседании рассматривалась жалоба защиты Алексаняна на решение о продлении срока его ареста до 2 марта 2008 года. Адвокаты бизнесмена, обвиняемого в хищении акций и имущества «Томскнефти», а также акций Восточной нефтяной компании на 8 млрд рублей и в неуплате налогов 3 млн рублей, приложили к жалобе дополнения, в котором указывали на серьезное заболевание клиента и на его стремительно ухудшающееся самочувствие.
Комментируя документы, переданные суду адвокатами, прокурор зачитал вслух диагноз Алексаняна. «Хомутовский нарушил закон. Он разгласил диагноз без разрешения обвиняемого, не имея на то никакого права. Это вторжение в личную жизнь. Теперь это проблема прокурора. Пусть объяснит, зачем он это сделал», — прокомментировала «Газете.Ru» поступок гособвинителя Елена Львова. По ее словам, с клиентом она еще не говорила, поэтому его мысли по этому поводу сообщить пока не может. «Суд отложен до 22 января. Мы же будем решать, как реагировать на действия прокурора, поскольку независимо от того, было это сделано умышленно или по неосмотрительности — разглашение диагноза является наказуемым деянием», — подчеркнула она.
Кроме того, Львова предположила, что обнародование диагноза могло быть вызвано указанием свыше.
В следственном комитете при Генпрокуратуре РФ «Газете.Ru» отказались объяснять причины разглашения диагноза подследственного. «Мы болезни не обсуждаем», — отмахнулся сотрудник пресс-службы.
Сам Алексанян, находящийся в следственной тюрьме «Матросская Тишина» уже 21 месяц, неоднократно заявлял, что страдает смертельно опасным заболеванием и не получает должного лечения. Его диагностировали более года назад в результате проведения судебно-медицинской экспертизы. Уже тогда Алексаняну требовалась высокоактивная химиотерапия, которая сама по себе обладает смертельными побочными эффектами и требует соблюдения особых условий, не совпадающих с условиями содержания в СИЗО. Несмотря на обращения и жалобы, Алексаняна из тюрьмы не выпустили, курс лечения не начали и доступ ко врачам гражданской клиники, куда больного поставили не учет, закрыли.
Здоровье подследственного тем временем ухудшалось: заболевание перешло в более тяжелую стадию, резко снизилось зрение, появились опухоли в печени и лимфатических узлах.
«К октябрю 2007 года мое состояние здоровья стало угрожающим. А с 16 октября медперсонал СИЗО начал фиксировать ежедневную лихорадку с повышением температуры выше 38С°», — говорится в обращении Алексаняна, переданном в пресс-службу Фонда «В защиту прав заключенных». В это время следствие, по словам обвиняемого, пришло к выводу об «удовлетворительном состоянии фигуранта и его возможности участвовать в судебно-следственных действиях». В истории болезни Алексаняна в этот день зафиксирована температура 39°С.
Тогда обвиняемый обратился в Европейский суд по правам человека. 26 октября суд вынес первое указание — немедленно поместить Алексаняна в специализированный гражданский стационар. Россия, по словам адвоката Львовой, направила в ответ «невразумительную отписку» и ситуация не изменилась. 6 декабря Европейский суд повторил свое указание, установив конкретный срок помещения Алексаняна в клинику — до 10 декабря. Подследственного оставили в камере. «Тогда сложилась беспрецедентная ситуация: Европейский суд в третий раз потребовал от властей России госпитализации Алексаняна --в срок до 27 числа.
В противном случае, говорится в указании, суд будет вынужден поднять вопрос о нарушении российскими властями права на жизнь и применении пыток.
Несмотря на угрозу международного скандала, сейчас бизнесмен находится в инфекционном отделении СИЗО с подозрением на туберкулез, которым, по словам адвоката, там и заразился. О госпитализации в гражданский стационар, как и о курсе химиотерапии, речи до сих пор нет. Как рассказала «Газете.Ru» Львова, в медкарте Алексаняна нет результатов анализов, взятых 21 декабря, а его официальный лечащий врач ни разу не заходил к нему в палату с 30 декабря прошлого года. «О какой медицинской помощи в стенах СИЗО может идти речь? Согласно закону, подсудимый может рассчитывать на освобождение из-под стражи для прохождения лечения. Власти должны выполнять решения Европейского суда, нравятся они им или нет», — заявила Львова.
«Что вы хотите услышать о решениях Европейского суда? Какое отношение госпитализация имеет к следствию? Он должен быть освобожден из-под стражи? Это даже не обсуждается», — сказали «Газете.Ru» в следственном комитете.
Алексанян уверен, что подобное поведение российских властей «является бесспорным подтверждением того факта, что люди, невинно преследуемые по делу ЮКОСа, не защищены не только никакими российскими законами, но и лишены возможности получать защиту международных институтов по защите прав человека». «Это немыслимо в XXI веке, но происходит в реальности», — говорит он. По словам бизнесмена, он доведен до предсмертного состояния «сознательными, хорошо спланированными совместными действиями прокуроров, следователей, судей и тюремных врачей». «На протяжении двух лет следствие не прекращало попытки сделать меня лжесвидетелем и получить от меня показания, порочащие других руководителей компании НК «ЮКОС», в обмен на изменение мне меры пресечения по состоянию здоровья, то есть фактически в обмен на жизнь», — утверждает Алексанян.
Адвокаты и их клиент закончили ознакомление с материалами дела 15 января. По словам Львовой, они были сильно ограничены во времени: Басманный суд Москвы установил срок, за который полуслепой Алексанян должен было прочитать 115 томов. Документы бывшему вице-президенту ЮКОСа зачитывали вслух: один глаз его ничего не видит, другой видит в объеме 0,01% от нормы.
Следствие по делу Алексаняна завершено. Прокурор должен утвердить обвинительное заключение по уголовному делу, после чего оно будет передано в суд.