В среду стало известно, что отделения Британского совета (БС) в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге продолжат свою деятельность в новом статусе, невзирая на заявление МИД России о прекращении работы отделений БС в регионах. «Как и планировалось, сотрудники Британского совета в Екатеринбурге придут в офисы 14 января», — сказал «Газете.Ru» сотрудник посольства Великобритании в России.
Правда, каким будет его статус, здесь прояснять отказались, отметив, что все разговоры на этот счет «будут просто рассуждениями».
«Главная цель — продолжить дискуссии с российскими органами власти, с тем чтобы дать Британскому совету возможность продолжить работу», — отметил представитель посольства. По его словам, британское ведомство желает «разрешить ситуацию как можно скорее». Предполагается, что не прекратит свою работу и другой опальный филиал БС, находящийся в Санкт-Петербурге. Впрочем, никаких подробностей в посольстве не сообщили, порекомендовав обращаться в сам Британский совет.
Однако и там никаких разъяснений получить не удалось. Сотрудник московского отделения Британского совета сообщил «Газете.Ru», что отдел по связям с прессой в среду не работает.
Несколько прояснил ситуацию звонок в екатеринбургский филиал совета, хотя здесь также отказались от комментариев. Сотрудница филиала вначале представила учреждение как «департамент культуры генконсульства Великобритании», однако вскоре уточнила, что ошиблась и корреспондент разговаривает с представителем Британского совета.
Тем временем российская сторона уже высказала предположения, что БС собирается «сменить вывеску», продолжив работать по-старому.
Как передает «Интерфакс» со ссылкой на представительство МИД РФ в Екатеринбурге, местный филиал БС пока не предоставил ответ о своем статусе с 1 января этого года. «В настоящий момент мы ожидаем официального ответа от британской стороны о статусе организации с 1 января текущего года. Есть информация, что они просто хотят сменить вывеску и преобразоваться в некий отдел культуры генерального консульства. Сейчас это выясняется», — сообщил второй секретарь представительства Сергей Иванов.
По его словам, еще в конце декабря офис-менеджеру Британского совета в Екатеринбурге Галине Нестеренко в присутствии генерального консула Великобритании в Екатеринбурге Дженнифер Лок было передано официальное письмо с требованиями приостановить деятельность филиала.
В МИД России новый статус филиалов БС комментировать отказываются. Как заявили «Газете.Ru», пока никаких официальных заявлений на этот счет ведомство не делает.
Как уже писала «Газета.Ru», в конце прошлого года МИД РФ сообщил, что с 1 января 2008 года Британский совет по собственной инициативе закрывает все свои региональные отделения на территории России, кроме офисов в тех городах, где имеются дипломатические и консульские учреждения Великобритании, а именно в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, но российские власти настаивают также на закрытии екатеринбургского и петербургского отделений.
Как пояснил позицию МИДа представитель российского дипломатического ведомства Михаил Камынин, у всех региональных отделений Британского совета нет правовых оснований для работы в России.
По данным МИДа, Британский совет в начале 1990-х открыл офис в Москве, а потом без соответствующего правового оформления учредил в общей сложности около 15 своих региональных представительств. На их открытие британская сторона не запрашивала разрешения. Деятельность совета в регионах осуществляется «под крышей» консульских учреждений в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, добавил Камынин. МИД также упомянул о неоднократных нарушениях российского законодательства в финансовой, налоговой и других сферах, которые наблюдались за Британским советом.
Однако после этого глава отдела по связям с общественностью Британского совета в России Наталья Минченко заявила «Газете.Ru», что деятельность совета и его отделений абсолютно законна.
По ее словам, Британский совет действительно объявил о передаче своих библиотек в девяти городах России местным партнерам, и с января 2008 года у совета остается единственная библиотека — в Москве. «Изменения в России являются следствием уже объявленной в марте этого года глобальной стратегии Британского совета для стран Европы, — пояснила Минченко. — Суть стратегии заключается в том, чтобы перенаправить денежные средства на другие программы».
По данным Натальи Минченко, МИД направил в посольство Великобритании информацию касательно правомерности работы Британского совета в России в целом и офисов в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в частности. Однако в посольстве уверены, что работа Британского совета на территории РФ законна. Минченко пояснила, что «деятельность БС во всех городах России не нарушает правила Венской конвенцией о консульских отношениях (от 1963 года) и определяется договором о сотрудничестве, подписанным в 1994 году правительствами России и Великобритании». Именно этот договор, отвечает британцам МИД РФ, «имеет характер рамочного документа, который не определяет ни юридический статус, ни порядок открытия, ни условия функционирования его отделений». МИД считает, что ситуация должна быть решена двусторонним соглашением двух стран о порядке учреждения и условиях деятельности культурно-информационных центров. Этот документ в дальнейшем должен был регулировать возможное открытие российских центров науки и культуры в Великобритании.
Между тем 14 декабря глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что позиция России — ответ на английскую недружественную политику. «Летом британская сторона пошла на систематическое ухудшение отношений с РФ», — сообщил Лавров, напомнив, что в июле Великобритания выслала российских дипломатов и приостановила переговоры об облегчении визового режима. «Такие вещи в дипломатии сносить не принято», — приводит его слова «Интерфакс». Поэтому в качестве ответной меры Россия заморозила работу над двусторонним соглашением о культурных центрах Великобритании в России и России в Великобритании, которая идет уже около 10 лет.
Посол Соединенного Королевства в России Тони Брентон оперативно ответил отказом на требование МИДа закрыть отделения Британского совета в Петербурге и Екатеринбурге. Он также упомянул о том, что происходящее может серьезно осложнить начало переговоров о новом базовом соглашении России и Евросоюза. «Думаю, Евросоюзу будет очень трудно выдать мандат на это (начало переговоров) сейчас, немедленно — в то время, когда Британский совет находится под таким давлением, ведь культура — это часть отношений России и ЕС», — сказал посол в интервью «Интерфаксу».
В начале января на сайте российского МИДа появилось ответное заявление с упреками в адрес британцев за попытки «политизировать проблему». «Интересно, какова была бы реакция наших партнеров, если бы мы без согласия властей страны пребывания и каких-либо юридических оснований произвольно открывали бы свои культурные центры, наделяли их дипстатусом, ставили выше национальных законов страны пребывания? Убеждены, что вряд ли такой подход встретил бы понимание», — отметил официальный представитель МИД России Михаил Камынин.
«Газета.Ru» проследит за развитием событий.