Русская православная церковь (РПЦ) настаивает на включении основ православной культуры (ОПК) в обязательную школьную программу. «В этом году мы вновь направили в Министерство образования предложения в форме концепции включения в новые поколения государственных стандартов учебного предмета «Православная культура», — сообщил в четверг на конференции, организованной Минобрнауки, Московской патриархией РПЦ и правительством Калужской области, управляющий делами Московской патриархии (МП) митрополит Калужский и Боровский Климент.
Как уточнил митрополит, концепция, разработанная группой светских и церковных специалистов, отражает «солидарное мнение РПЦ и православного сообщества по вопросу перспектив изучения православной культуры в российской школе».
При этом РПЦ выступает против преподавания единого школьного предмета, в рамках которого будут представлены все религии.
По словам управделами МП, такое преподавание «может вызвать непонимание у лиц, принадлежащих к другим религиям, и может послужить основанием для подозрительности и напряженности в отношениях», передает ИТАР-ТАСС. Если курс будет представлять все религии, то, по мнению Климента, он фактически станет «просто энциклопедией российских религий» и «не решит поставленную задачу духовно- нравственного воспитания школьников».
Как пояснил митрополит, курс «Основы православной культуры» должен стать частью нового учебного плана «Духовно-нравственная культура». «Речь идет не об общей программе, где соединялись бы религиозные и культурные традиции различных религий, а о том, чтобы последователи каждой религии в соответствии со своей верой и убеждениями могли приобщать детей к своей культуре», - подчеркнул он.
Минобрнауки на эти пассажи откликается обтекаемыми замечаниями.
Глава ведомства Андрей Фурсенко пояснил РИА «Новости», что предложение РПЦ сейчас находится на стадии обсуждения, но министерство готово провести соответствующие дискуссии с представителями других конфессий, «если они выразят такое желание».
Тему преподавания ОПК церковь продавливает уже давно. Вопрос о необходимости восполнить религиозный пробел в светском школьном образовании был публично поднят представителями РПЦ еще в конце 1990-х годов. Идея оказалась своевременной: государство тогда активно искало новую «национальную идею». Власти не исключали, что место пролетарского интернационализма вполне могло занять русское православие. Появились даже «опросы общественного мнения», по которым выходило, что до 90% населения страны считают себя православными.
Тем не менее, понимая, что Россия — страна, с одной стороны, многонациональная и многоконфессиональная, а с другой — в значительной мере атеистическая, власти не рискнули вводить в школах обязательные «православные» предметы, а предложили преподавать их на сугубо добровольной, факультативной основе.
Тогда же явилась идея придать предмету «светский», «культурологический» вид и назвать предмет «Основы православной культуры» (ОПК). В таком виде идею одобрила и часть тогдашнего руководства министерства образования. «Культурологический» аспект проблемы, подчеркивали они, не будет противоречить тезису отделения школы от церкви. Кроме того, отмечали в министерстве и в патриархии, ОПК могут быть введены в школьные программы не централизованно, а через региональный или школьный компонент.
Одновременно в правительстве и в Минобразования возникла другая концепция религиозного просветительства школьников. По мнению более либеральной части чиновничества, изучение в школе истории религии должно было строиться на знакомстве со всеми мировыми религиями, и в первую очередь — с широко распространенными в России. Так появилась идея создать курс «История мировых религий», окончательно победившая к 2002 году. В том же 2002 году появился специальный приказ тогдашнего министра образования Владимира Филиппова, оставлявший за ОПК возможность существования исключительно в виде факультатива. Преподавать ОПК разрешалось только с письменного разрешения родителей и только по учебникам, утвержденным министерством.
«Историю мировых религий», кстати, также предписывалось сделать факультативной. Однако в отличие от ОПК по этому предмету группой академиков РАН был написан учебник, претендующий на гриф министерства.
Победа «либералов» от образования не смутила «традиционалистов». Несмотря на формальный запрет министерства, к 2006 году предмет был введен как факультативный в 11 регионах России, а с 1 сентября 2006 года он появился как обязательный еще в четырех областях — Белгородской, Калужской, Рязанской и Смоленской. Однако в 2007 году Госдума приняла разработанный Минобрнауки законопроект, устраняющий разделение государственного образовательного стандарта на три части — федеральную, региональную составляющие и составляющую образовательного учреждения.
При таком раскладе ОПК, преподававшиеся в некоторых регионах в рамках регионального и школьного компонентов, выпадают из программы, а в новые федеральные стандарты может быть включен курс «Основы мировых религий».
Вместе с тем Российская академия образования уже занимается разработкой новых стандартов. Предполагается, что она должна учесть позицию РПЦ, которую та уже изложила в письме в Минобрнауки.
Тем временем в обществе продолжается дискуссия о спорном предмете. В резолюции XI Всемирного русского национального собора, прошедшего в марте 2007 года, было напрямую заявлено, что «изучение школьниками «Основ православной культуры» необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения». Однако летом 10 академиков РАН написали Владимиру Путину об угрозе клерикализации России. В числе прочего они упоминали и о том, что необходимо воспрепятствовать проникновению церкви в светскую школу и в науку.