В Санкт-Петербурге завершился процесс по делу о двойном убийстве милиционеров 66-го отдела Красногвардейского РУВД. На скамье подсудимых был 45-летний чемпион войск КГБ по самбо петербуржец Владимир Иванов.
За убийство двух сотрудников правоохранительных органов его приговорили к 20 годам колонии.
Преступление было совершено летом прошлого года. По версии следствия, Владимир Иванов позвонил в милицию и сообщил, что его ограбили. Приехавшие милиционеры никаких грабителей не застали, после чего обвинили самого Иванова в неудачной телефонной шутке и увезли в отделение, где был составлен административный протокол о ложном вызове милиции. Иванова посадили в обезьянник. Согласно материалам уголовного дела, под утро он попросился в туалет. В это время в 66-м отделе находились два человека: дежурный капитан Яковлев и его помощник, прапорщик Чернышов. Последний повел Иванова в уборную.
Однако в коридоре задержанный неожиданно набросился на милиционера, повалил его на землю и задушил боевым приемом самбо. После этого Иванов забрал с тела служебный пистолет, зашел в дежурку и выпустил всю обойму в капитана Яковлева.
Оставив в отделе два трупа, Иванов вышел на улицу и стал приставать к прохожим, требуя вызвать милицию. При этом он стрелял в воздух. Прибывший наряд задержал разбушевавшегося самбиста. Сопротивляться он не стал, бросив оружие при первом же требовании.
Дело принял к следствию отдел Генпрокуратуры по Северо-Западному федеральному округу. Обвинительное заключение лично утвердил замгенпрокурора Александр Гуцан. Иванов признался в убийстве милиционеров. Дело было направлено в суд.
В суде самбист отказался от показаний, заявив, что все происходило совсем не так, как представляют следственные органы.
Во-первых, по его словам, на него действительно напали грабители, но он сумел от них отбиться, прибежал домой и позвонил в милицию. Однако прибывший наряд не стал искать преступников, а задержал самого Иванова.
Во-вторых, в отделе, по словам самбиста, сотрудники правоохранительных органов сначала избили его, а потом начали издеваться: один из милиционеров (как заявил Иванов суду, он находился в состоянии наркотического опьянения) якобы заставлял его сделать минет. Убийца сказал, что после этого «раздался первый выстрел» — а далее он ничего не помнит.
Во время суда были проведены две психиатрические экспертизы. Первая показала, что Иванов действительно мог находиться во время преступления в состоянии шока и потому не помнить своих действий. Вторая же напрочь опровергла первую: эксперты решили, что «запамятования» носят «симулятивный характер». Однако версия об аффекте, которой придерживался защитник Иванова, потерпела фиаско: суд поверил второй экспертизе, сочтя ее «более полной».
Неделю назад свой вердикт по этому делу вынесли присяжные.
Заседатели решили, что Иванов виновен, но заслуживает снисхождения. По всей видимости, они поверили в то, что подсудимого действительно избили.
Кроме того, члены жюри учли и смягчающие обстоятельства: Иванов ранее не привлекался к уголовной ответственности, он женат, имеет двоих детей, 18 и 13 лет, недееспособную мать-инвалида. Награжден медалью «70 лет Вооруженным силам СССР». Занимался мелким бизнесом, тренировал детей. Окончил академию физкультуры, является мастером спорта по самбо, был призером различных первенств и даже становился «чемпионом войск КГБ».
В понедельник выслушать приговор суда пришли коллеги погибших милиционеров, их вдовы, родственники Иванова, множество журналистов.
Невысокого самбиста, одетого в серый костюм и коричневые туфли, привел в зал усиленный конвой. Приговор он выслушал спокойно, опустив руки по швам.
Как зачитал судья, на основании решения присяжных суд счел Владимира Иванова виновным в убийстве, посягательстве на жизнь милиционера, хищении и незаконном ношении оружия. За все это Иванов должен отбыть 20 лет в колонии строгого режима, а кроме этого выплатить 500 тыс. рублей каждой из вдов милиционеров — за моральный вред.
— Имеются ли вопросы, все ли понятно? — спросил Иванова судья, закончив читать приговор.
— Непонятно, — неожиданно громко ответил тот из-за решетки.
— Что вам непонятно?
— Незаслуженно это все…
Судья не стал препираться с подсудимым, заявив, что тот может подать заявление на кассацию дела. И объявил об окончании процесса. Пока ждали конвойных, адвокат Андрей Ветков подошел к своему подзащитному и довольно долго переговаривался с ним о чем-то. Защитник даже улыбнулся, а вот подсудимый не выказал никаких эмоций.
— Суд обязан указать доказательства, а ни одного доказательства, кроме необоснованного решения присяжных здесь не прозвучало. Это раз, — сказал «Газете.Ru» Ветков. — Второе — в решении не прозвучало мотивов, по которым опровергались бы доводы защиты. Конечно, я понимаю, что обвинительный приговор был бы без вариантов. Тем не менее мы будем подавать кассационную жалобу.
Представитель гособвинения приговором остался доволен: именно 20 лет он попросил назначить подсудимому во время судебных прений.
Когда конвойные уводили Иванова, он бросил в ближайшую телекамеру журналистов только одно слово: «Твари…»
К кому оно относилось, осужденный не уточнил.