В среду в Санкт-Петербурге начались предварительные слушания по делу о несостоявшемся покушении на губернатора Валентину Матвиенко. На скамье подсудимых — трое молодых мусульман.
В покушении обвиняют трех петербуржцев: 29-летнего инженера Тимура Саидгареева, 20-летнего компьютерщика Равиля Муратова и 17-летнего Владислава Баранова, учащегося ПТУ.
Еще двое фигурантов этого дела находятся в федеральном розыске. Подсудимым грозит до 20 лет лишения свободы.
Сегодняшнее слушание проходило в закрытом режиме. Как сообщил «Газете.Ru» из зала суда адвокат Тимура Саидгареева Владислав Лапинский, на первом заседании участники процесса познакомились друг с другом. После чего защита настояла на слушании дела присяжными. «Именно от состава присяжных будет зависеть судьба подсудимых», — считает адвокат.
Впрочем, не исключено, что процесс в ближайшее время вовсе не начнется. Защита подала ходатайство подкорректировать обвинительное заключение или вовсе отправить дело на доследование в Генпрокуратуру. «Нас не устроило, что в обвинительном заключении написано о совершаемых действиях, по которым подзащитные были оправданы самим следствием», — заявил Лапинский. Адвокат не сказал, о каких конкретно действиях идет речь, сославшись на процессуальную этичность.
Прокурор попросил дать ему время до пятницы, 16 ноября, чтобы решить: корректировать заключение или нет. Судья согласился.
Напомним, что Саидгареев и Муратов были задержаны 16 мая этого года. Арестовали петербуржцев неподалеку от места проживания — по адресам, где прописаны их родители (у обоих русские матери и отцы — татары). Молодые люди состояли в одной из мусульманских религиозных организаций города. Спустя несколько дней Саидгарееву и Муратову были предъявлены обвинения в подготовке к посягательству на жизнь государственного деятеля, незаконное приобретение взрывчатых веществ, а также вовлечение в преступную деятельность террористического характера. Позднее был задержан еще один подозреваемый, Баранов, ему инкриминировали те же преступления, за исключением «вовлечения».
Делом занялась следственная служба УФСБ по Петербургу и Ленинградской области. Затем оно было передано Генпрокуратуре, которая 2 ноября завершила расследование и направила материалы в городской суд Санкт-Петербурга.
Следствие считает, что обвиняемые создали боевую террористическую группировку с целью устранить губернатора Матвиенко.
(Одно время их даже подозревали в связях с международными радикальными исламистами из Хизб-ут-Тахрир, но эта версия не подтвердилась.) По данным правоохранительных органов, арестованные называли себя «истинными адептами ислама», постоянно посещали исламскую духовную школу — медресе, а также богослужения, которые проводились в специально оборудованной молельне в арендованном здании. В петербургскую мечеть они ходили редко, считая, что «истинного ислама там нет».
При этом до сих пор достоверно не известно, для чего именно арестованным потребовались боеприпасы, изъятые у них при обыске, хотя спецслужбы исключили версию об обычном криминале и полагают, что жители Санкт-Петербурга хотели взорвать именно Матвиенко.
По некоторым данным, сотрудники ФСБ давно следили за фигурантами дела — и услышали, как один из них в разговоре со знакомым высказался по поводу взрыва губернатора, возможно, и не собираясь его организовывать. Кстати, во время следствия вину признал лишь Равиль Муратов.
По некоторым данным, спецслужбы до сих пор пытаются выйти на людей, которые могут стоять за задержанными.
Информацию о покушении на губернатора многие СМИ ставили под сомнение, что закончилось скандалом.
Как сообщал портал «Lenizdat.Ru», 24 мая на встрече губернатора с главредами питерских СМИ Матвиенко обвинила АЖУР (Агентство журналистских расследований), руководителем которого является писатель Андрей Константинов, в ернической подаче информации о покушении на нее. По мнению губернатора, она предстала «в виде клоунессы», так как сама подтвердила информацию о покушении, но, несмотря на это, СМИ засомневались в подлинности несостоявшегося теракта.
Тем не менее мусульмане — знакомые подсудимых, до сих пор уверены, что те невиновны. По их мнению, арест и обвинение — недоразумение, вызванное тем, что один из подсудимых до принятия ислама был скинхедом.
«Я оказывал им юридическую поддержку на братской основе, — рассказал «Газете.Ru» источник в русском мусульманском сообществе Петербурга. --То, что было заявлено о покушении на Матвиенко русскими мусульманами-неофитами — ложь, не выдерживающая никакого анализа. Из пяти человек, которым «пришили» это дело трое — татары, соблюдающие ислам». По его словам, «ребята хотели кинуть пару безобидных пугачей, хлопушек в гей-шествие, которое тогда планировалось». «Когда я разговаривал с одним из них, спросил — зачем вы собираетесь это делать? Он ответил, чтобы «попугать», — заявил источник. — Один из них, русский, принявший ислам и имя Фарид. (Скорее всего, это Владислав Баранов. --«Газета.Ru».) Ранее, до ислама, он был связан с Дмитрием Боровиком и Mad Crowd. После того как убили Боровика и арестовали других членов Mad Crowd, у правоохранительных органов появилась информация, что 18 мая 2007 года (годовщина смерти Боровика. — «Газета.Ru») готовится акция против «режима в Петербурге» и кто-то из экстремистов даже поехал закупать тротил в Чечню. Эти совпадения привели к задержанию мусульман. И случилось это именно 18 мая».