Госнаркоконтроль намерен внести изменения в законодательство, касающееся контроля за оборотом прекурсоров — компонентов для изготовления наркотических и психотропных веществ. Соответствующий законопроект обсудили члены Общественного совета Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).
«В настоящее время российская нормативная правовая база в этой области недостаточно совершенна и не в полной мере отвечает требованиям Конвенций ООН о наркотических средствах. Имеющиеся в действующем законодательстве меры контроля за оборотом прекурсоров в основном направлены на обеспечение контроля за ними при экспортно-импортных операциях. Данный законопроект призван выстроить систему государственного контроля за оборотом прекурсоров внутри страны», — говорится в сообщении, которое распространила пресс-служба ФСКН в четверг.
Законопроект предполагает изменение двух законов — «О лицензировании» и «О наркотических средствах». О внесении поправок в Уголовный кодекс речь пока не идет.
«Цель этих изменений не ужесточение мер, а ведение эффективного контроля за оборотом прекурсоров, — рассказал «Газете.Ru» начальник Центра общественных связей (ЦОС) ФСКН Николай Карташов. — Эти вещества широко используются в промышленности, и нужно вести учет, чтобы не было их утечки из легального оборота в незаконный».
В качестве примера такой утечки Карташов привел случай из оперативной практики ФСКН: наркоконтролеры задержали преступников, которые пытались контрабандой вывести из России в Афганистан 10 тонн ангидрида уксусной кислоты, которая используется при производстве героина. По словам начальника ЦОС, такого количества концентрированной уксусной кислоты могло хватить для производства 500 кг наркотика.
Помимо ангидрида уксусной кислоты, к прекурсорам относятся многие другие вещества, использующиеся в промышленности и даже в быту: перманганат калия (марганцовка), этиловый эфир, ацетон, толуол, серная и соляная кислоты — всего несколько десятков наименований.
Наркоконтролеры считают, что особые меры лицензирования и условия оборота всех этих веществ никак не скажутся на работе промышленных компаний, которые их используют или продают. «Никаких сложностей не будет, если все делать по закону», — отметил Николай Карташов.
Сейчас законопроект находится в стадии доработки, в Государственную думу его пока не направляли. «Предложенные поправки обсудил Общественный совет, теперь ждем мнения экспертов, специалистов в этой области», — рассказал Карташов. Свое экспертное мнение уже высказал Российский союз химиков. «Установление государственного контроля над оборотом прекурсоров преследует одну цель — защита здоровья населения страны и обеспечение социальной, экономической и национальной безопасности РФ», — говорится в подписанном президентом союза химиков Виктором Ивановым обращении к директору ФСКН.
У правозащитников на этот счет другое мнение.
«В целом новый законопроект следует оценивать негативно», — считает глава фонда «Новая наркополитика» Лев Левинсон.
По словам Левинсона, изменения в законе о лицензировании значительно увеличат количество наименований продукции, подлежащей обязательному лицензированию. А поправки в законе о наркотических средствах, в свою очередь, существенно расширят полномочия ФСКН.
«Прекурсоры по некоторым параметрам приравняют к наркотическим и психотропным веществам. Следовательно, если производитель или покупатель, допустим, ацетона, неправильно оформит какие-то бумаги или кто-то из недобросовестных сотрудников часть продукции продаст «налево» — будет уже не та ответственность, что сейчас, ведь ацетон в данном случае будет рассматриваться как прекурсор наркотиков», — рассказал правозащитник «Газете.Ru».
В ФСКН уверяют, что будут тщательно отделять зерна от плевел: «необходимо избежать в дальнейшем ужесточения уголовной ответственности в сфере оборота прекурсоров, если они напрямую не связаны с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ», — говорится в сообщении пресс-службы Госнаркоконтроля.
Ужесточения именно уголовной ответственности за незаконный оборот прекурсоров новый законопроект не предполагает. Но это вопрос времени — в дальнейшем будет рассматриваться и этот вопрос. Об этом говорится в пояснительной записке к новому законопроекту.
Правозащитник Лев Левинсон считает, что любое ужесточение контроля за прекурсорами неправильно по существу. «Эти вещества используются в основном в общественно-полезных целях, в промышленности, для хозяйственных нужд граждан. Должен действовать принцип презумпции добросовестности, а не тотальный контроль и преследование», — заявил Левинсон.
Правозащитник добавил, что усложнение процедуры лицензирования веществ-прекурсоров, которые используются в самых разных отраслях промышленности — от пищевой до авиастроения, — может привести к тому, что некоторые коммерческие предприятия просто откажутся производить их, а те, кто останется на рынке, взвинтят цены на свою продукцию.
Законопроект о контроле за оборотом прекурсоров — это уже третья за последний год инициатива, касающаяся ужесточения антинаркотического законодательства. Первые две были успешно приняты.
Один из новых законов касается сильнодействующих препаратов. Теперь списки этих средств будет устанавливать правительство. Раньше в законе вообще не было оговорено, что следует считать сильнодействующими веществами, однако статья в Уголовном кодексе об ответственности за их незаконный оборот существовала (ст.234 УК РФ) и успешно применялась на практике.
Другая поправка в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы ужесточает наказание за перевоз через границу аналогов психотропных средств. Теперь за ввоз ряда официально незапрещенных веществ можно получить до семи лет колонии.
Расследованием дел, касающихся незаконного оборота сильнодействующих веществ и аналогов наркотических препаратов, занимается ФСКН. Если новый законопроект будет принят, в ведении Наркоконтроля окажутся и прекурсоры.
Правозащитники считают, что с помощью новой законодательной инициативы Госнаркоконтроль просто пытается расширить свои полномочия и «оправдать собственное существование». «Если за незаконный оборот прекурсоров введут уголовную ответственность, то ФСКН сфокусируется еще и на них, все больше отдаляясь от того, с чем им нужно бороться в первую очередь — собственно наркотиков», — считает Лев Левинсон. По словам правозащитника, наркоконтролеры уже сейчас в своих отчетах не разделяют наркотические и сильнодействующие или ядовитые вещества. «Они сообщают об общем объеме изъятых ими веществ, «взвешивая» вместе героин и этиловый эфир. При этом не уточняется, что героина было изъято не больше тонны, а эфира --300 тонн», — отмечает правозащитник.