Депутаты Мосгордумы не решились посягнуть на коммерческие тайны руководителей органов исполнительной власти столицы. Законопроект оппозиции, предлагающий публиковать сведения об участии высших московских чиновников в управлении коммерческими организациями, был отвергнут уже в первом чтении.
Суть изменений в закон «О государственных должностях города Москвы» заключается в публикации сведений о коммерческой деятельности чиновников на официальном сайте правительства Москвы и в газете «Тверская, 13». По мнению инициаторов законопроекта, такие публикации позволят москвичам «осуществлять общественный контроль» за деятельностью чиновников и выявлять факты их «личной заинтересованности», способные «причинять вред интересам граждан и города Москвы в целом».
Как заявил в среду на заседании Мосгордумы представлявший законопроект депутат Сергей Митрохин, требования документа не нарушают права чиновников на конфиденциальность персональной информации, поскольку раскрываются сведения, которые по закону и так должны быть опубликованы. Предлагается лишь публиковать сведения в официальных источниках правительства Москвы, так как, даже являясь открытой, эта информация недоступна простым москвичам.
По словам Митрохина, чтобы собрать сведения о московских чиновниках, его помощникам пришлось потратить немало времени и при этом он не может назвать эту подборку репрезентабельной.
Законопроект предлагает чиновникам, связанным с коммерческими структурами, предоставлять эту информацию самим. Согласно документу, должны публиковаться сведения о назначении госчиновников в совет директоров коммерческой организации, о заключенных ими с этой организацией сделках, а также о доле участия чиновника в уставном капитале компании. В случае отказа коммерческой организации или чиновника предоставлять необходимые сведения, предлагается сообщать заинтересованным гражданам и об этом. По словам Митрохина, он понимает, что искоренить коррупцию одним законом невозможно, но надо хотя бы постараться свести ее к минимуму. «Я предлагаю начать с того, что соответствует мировой практике: прозрачность, прозрачность и еще раз прозрачность», — отметил он.
Однако, кроме предложивших законопроект «яблочников», антикоррупционный характер законопроекта разглядели только депутаты фракции КПРФ.
Что касается депутатов-«единороссов», то, по их словам, этот документ коррупцию все равно не искоренит, поэтому принимать его нельзя. Как заявила Татьяна Портнова, в опубликованных сведениях всегда все будет гладко. По ее мнению, бороться с коррупцией надо комплексно, что впрочем, доступно только на уровне федерального законодательства. По словам Михаила Москвина-Тарханова, присутствие высших чиновников в стратегически важных организациях, наоборот, гарантируют прозрачность. «Хуже, когда там имеется тайный сговор», — заявил он. А Александр Крутов удивился, почему госчиновник не может действовать в интересах коммерческой организации, если он в ней работает.
В итоге парламентское большинство высказалось против документа. Впрочем, депутаты-единороссы бросились прикрывать не столько себя, сколько занимающих «политические» должности в коммерческих структурах префектов и министров правительства Москвы. Судя даже по неполной «таблице Митрохина», представители исполнительной власти входят «на общественных началах» в органы управления до девяти коммерческих организаций.