В пятницу стало известно, что в минувший вторник в воинской части № 3278 Внутренних войск МВД (поселок Горелово, территориально относится к Петербургу) был обнаружен труп солдата.
Рядового Лошкевича, отслужившего полгода, нашли повешенным на дереве вблизи летней кухни части.
Вечером во вторник командиры сообщили о трагедии его матери. Она до сих пор находится в шоке и не может поверить в произошедшее.
«Славик был застенчивым парнем, — рассказывает мать погибшего солдата Нина Лошкевич. — Воспитывали его я и моя мама. Отец его умер. Мужской руки, конечно, не хватало, поэтому он очень хотел послужить, буквально мечтал о флоте. Но военкомат отправил его во Внутренние войска. Тогда он стал писать рапорты, чтобы его отправили в Мурманск. Там есть какая-то береговая охрана. Я навещала его каждые выходные, живу недалеко, в Кировске (райцентр Ленинградской области — «Газета.Ru»), ехать всего два часа. Он никогда не жаловался мне на дедовщину. Последний раз я видела его в воскресенье, 7 октября. Он был в прекрасном состоянии — улыбчивым, довольным, получил новую форму, кто-то из старослужащих отдал ему свои ботинки... Говорил, что вот-вот должен решиться вопрос о переводе его в Мурманск. Но через день мне позвонили из части и попросили срочно приехать».
По словам Нины Лошкевич, в части ей заявили: «Мы выражаем вам соболезнования. Ваш сын покончил с собой через повешение».
Позднее военный психолог настойчиво интересовался у родственников солдата, не был ли тот готом, не состоял ли в какой-либо секте.
Мать категорически отвергла эти предположения: «Сын никогда даже слова такого не упоминал». Затем матери предложили поговорить с сослуживцами сына — с каждым поодиночке, без присутствия офицеров. Однако разговора не получилось: «Больше молчали, сидя друг напротив друга», — говорит она. Потом кто-то из солдат сказал: «Ваш Слава был хорошим, стеснительным только немного…»
По мнению родственников, каких-то личных мотивов для самоубийства у ее сына не было. «У Вячеслава была девушка, Марина. Отношения у них складывались нормально, — рассказывает Нина Лошкевич. — Он ей сказал, что его призвали на флот и он ушел в море. Думал, добьется своего — тогда позвонит ей. Она его ждала, ссор между ними не было». «Вячеслав был нормальным парнем, морально устойчивым, — говорит Виктор Крутиков, знакомый Нины Лошкевич. — Парень буквально рвался в армию, пришел служить, а в итоге мать получила цинковый гроб с его телом».
Труп солдата был отправлен в морг 442-го окружного госпиталя ЛенВО. И тело, и заключение о результатах вскрытия медики до сих пор не отдают матери, ссылаясь на отсутствие необходимых бумаг из части.
Военные говорят, что версия убийства или доведения до самоубийства в этом деле исключена.
«В шесть утра Вячеслав встал, отправился в наряд по столовой, — рассказал «Газете.Ru» заместитель командира части № 3278 по воспитательной работе Василий Паламарчук. — Вечером произошло это трагическое происшествие. Мы беседовали с матерью и братом погибшего; они говорят, что жалоб на дедовщину не было. Да у нас в части вообще не помнят, что это такое. Кроме того, обследование в морге не выявило каких-либо гематом или ушибов. Вопрос о переводе его в Мурманск, во 2-й морской отряд был решен положительно, очень уж парень рвался на флот, говорил, что и отец, и дедушка его служили на флоте. Мы всегда идем навстречу в таких ситуациях. Поэтому сказать, что он решился на такой шаг из-за отказа в переводе, тоже нельзя».
По словам Паламарчука, у Вячеслава в части был близкий друг. Он признался, будто бы Вячеслав не раз заговаривал с ним о готах, обсуждал их жизненную философию. Версию о том, что рядовой Лошкевич на гражданке состоял в молодежном движении-полусекте, сейчас проверяет 53-я прокуратура Северо-Западного округа Внутренних войск.
Но правозащитники говорят, что готы тут ни при чем, — они подозревают, что в гибели солдата все-таки не обошлось без дедовщины.
«По поводу погибшего Вячеслава Лошкевича я разговаривала со следователем Управления Внутренних войск по Северо-Западному округу, --говорит председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова. — Он сообщил, что возбуждено уголовное дело. Рассматриваются три версии — самоубийство, убийство и доведение до самоубийства. Мать погибшего уже приходила к нам в организацию за помощью. Мы посоветовали ей провести независимую медицинскую экспертизу. Я была в этой части в Горелово. Она небольшая, стоят два здания. Различные неприятные инциденты происходят тут уже не первый раз».