В четверг вечером завершился визит патриарха Алексия II во Францию. Программа поездки была очень насыщенной. В первый же день патриарх выступил в Страсбурге. Алексий II сформулировал перед ПАСЕ, какой Русская православная церковь видит концепцию прав человека, отметив, что ее нельзя отделять от нравственности. Глава РПЦ заявил, что ни одно мировоззрение — ни религиозное, ни светское — не может настаивать на монополии. Патриарх осудил гей-парады и констатировал необходимость религиозного воспитания.
В ходе визита глава РПЦ пообщался с президентом Франции. Воспользовавшись пребыванием Алексия II в Париже, Никола Саркози несколько изменил свои планы и пригласил патриарха в Елисейский дворец. Встреча длилась около часа. Патриарха принимали по протоколу приема главы правительства, тем самым было выражено особое уважение как к РПЦ, так и к ее предстоятелю. Во время беседы среди прочих тем было затронуто положение русских православных во Франции, а также вопросы строительства нового православного храма в Париже.
Прямо из Елисейского дворца патриарх прибыл в собор Парижской Богоматери на поклонение одной из главных святынь христианского мира --Терновому венцу Христа. На богослужении присутствовало около тридцати епископов Московской патриархии. По окончании православного молебна архиепископ Парижский Андрэ Вэн-Труа предложил главе РПЦ благословить собравшихся в соборе верующих. Это торжественное благословение транслировалось по французскому телевидению.
На приеме в зале Консьержери, последовавшем за молебном, патриарха приветствовали представители дипкорпуса, видные французские деятели науки и искусства, тесно сотрудничающие с Россией, Союз русского дворянства. Большая часть приглашенных состояла из прихожан русских православных приходов во Франции. Обращаясь к собравшимся, патриарх заметил :«Поистине чада Русской Церкви во Франции не чужестранцы и не гости на французской земле, но её активные и достойные жители.» Затем все собравшиеся подходили к патриарху под благословение.
Знаменательно, что второй и последний день пребывания патриарха во Франции были почти полностью посвящены русским. В начале визита Алексий II отслужил молебен в православном храме в Париже, завершая его, святитель посетил парижский пригород Сен-Женевьев де Буа, где отслужил панихиду на русском кладбище. «Мы сегодня вспомнили о сынах России, утративших свою Родину, но даровавших Франции свою веру и свои таланты», — сказал патриарх, совершая панихиду на кладбище. Затем патриарх посетил так называемый «Русский дом», в котором живут пожилые русские эмигранты.
Многие наблюдатели особо отмечают именно пастырскую составляющую визита патриарха.
«Значительная часть визита уделена эмиграции, будь то церковная сфера, научная или светская», — поделился с «Газетой.Ru» старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Сергей Беляев. «Брат моего деда, Николай Беляев, последние годы своей жизни был старостой церкви в Сен-Женевьев де Буа, там и похоронен. Так что для меня это место особенно свято. Впервые предстоятель РПЦ посетил дорогое для многих место и воздал дань тем, кто там лежит. Это очень знаменательное событие. Тем более что после 1917 года тем, кто был за пределами России, было особенно горько. Они были не поняты и считались врагами своей родины. Для их потомков это очень важно, это означает, что в России их помнят, знают и любят», — считает Беляев.
Впрочем, некоторые эксперты отмечают политическую составляющую визита.
«Выступление Алексия II в ПАСЕ фактически доводит до сведения европейских парламентариев, что западная концепция прав человека не уникальна и сам подход к правам человека подразумевает варианты. Такая позиция устраивает и российские власти, и церковников. И в этом смысле поездка патриарха несет политическую нагрузку», — заявил «Газете.Ru» замруководителя Центра политтехнологий Алексей Макаркин, пояснив при этом, что в том же Страсбурге Россия очень часто фигурирует в качестве ответчика в Европейском суде по правам человека, а ПАСЕ критикует ее за происходящее на Северном Кавказе.
Кроме того, отмечается и межконфессиональная составляющая визита, а именно — стремление выстроить отношения с католической церковью.
Как известно, отметил Макаркин, с некоторых пор обе стороны делают взаимные реверансы. Ватикан дает понять, что не рассматривает Россию как зону миссионерской активности, а патриарх поддерживает РКЦ в отстаивании общих христианских ценностей в жизни современной Европы. Тем более что глава РПЦ неоднократно упоминал в ходе визита, что именно это может объединить католиков и православных. На этом фоне вновь всплывает тема возможной скорой встречи патриарха и понтифика.
Между тем существует и мнение, что визит патриарха во Францию — абсолютно формальная поездка.
«Европейские парламентарии вежливо посмотрели на старого человека с консервативными взглядами. Очевидно, что всерьез человека с такой идеологией никто в современной Европе воспринимать не будет. Это формальный визит в рамках регулярных дебатов ПАСЕ с политическими и религиозными лидерами», — считает директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин.