В воскресенье завершилась двухдневная всероссийская педагогическая конференция «Реформа образования: мифы и реальность». Мифами педагоги сочли разговоры о положительных тенденциях последнего года. Реальностью – «позорный» уровень финансирования образования и «создание в России системы образовательного апартеида».
По их словам, «вопреки рекламному шуму, система грантов существенно не улучшила положение в образовательной сфере», а лишь «расширила возможности влияния чиновников», превратившись в «особую форму поощрения для избранных». Тем временем темпы роста бюджетных расходов на образование снижаются, рассказал первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. В 2007 году они выросли почти на 32%. Однако на три последующие года возрастут лишь на 20%, причем в 2009 году – всего на 1%.
Вместо поддержки образования, уровень финансирования которого по-прежнему не превышает 3,5% ВВП (в развитых странах — около 7% ВВП), государство, по словам депутата Госдумы Сергея Глазьева, формирует «военно-полицейский бюджет».
«На полицейско-бюрократические функции бюджета на 2008–2010 годы выделено 60%», — пояснил он. В итоге «учитель получает меньше чернорабочего», а индексирование зарплат в большинстве регионов остается номинальным»: в 2006 году они увеличились на 26%, а инфляция съела 25%. Впрочем, утверждают в московской городской организации профсоюза работников образования и науки, «до школ не дошло последнее позорное увеличение зарплат на 15%».
Одновременно продолжается наступление государства на бесплатный сектор образования. По данным общественного движения «Образование для всех», лишь за последние три года количество бюджетных мест в вузах сократилось на четверть. При этом причина не в неблагоприятной демографической ситуации, а в переводе высшего образования на коммерческие рельсы, подчеркивают педагоги.
В 2007–2008 учебном году бюджетники составили уже менее 40% от общего числа российских студентов, в то время как, скажем, в Германии за счет бюджета учатся 90% студентов.
Дальнейшей коммерциализации российского образования, по мнению педагогического сообщества, послужит и грядущая «принудительная бакалавризация» высшего образования. Целью ее насаждения «сверху» является стремление государства сократить и без того сужающийся сектор бесплатного образования, убеждены педагоги. А результатами станут падение качества образования и бурный рост «педагогического апартеида», предупреждают они.
Впрочем, процесс деления в образовании на «чистых» и «нечистых», «элиту» и «быдло» пошел и без того: с запуском в рамках нацпроекта «Образование» конкурса регионов делить на отсталые и эффективные стали не только школы и вузы, но целые регионы, отметил депутат Госдумы Александр Лебедев. А в зависимости от категории – и финансировать.
В результате, по данным депутата Госдумы Сергея Глазьева, «степень финансирования школ по регионам уже различается десятикратно: например, Москва и Северный Кавказ — в 40–50 раз.
Дискриминация детей в зависимости не только от финансового состояния родителей дополнилась дискриминацией по месту жительства. Началась деградация школ подавляющего большинства российских регионов».
Результатом выбранного курса реформы образования стало, по мнению участников конференции, заметное падение показателей индекса развития человеческого потенциала России: с 32-го места в 1992 году Россия переместилась в 2007 году на 65-е место в мире (64-е место занимает Ливийская Джамахерия). «Сегодняшние процессы в образовании, науке и культуре – национальная катастрофа», — подытожил обсуждение член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.
Свою крайнюю озабоченность процессами, происходящими в образовании, участники конференции выразили в двух документах: открытом обращении к президенту России и резолюции, направленной, кроме президента, в правительство и Федеральное собрание России.
Они выразили недоверие нынешнему руководству министерства и признали его работу неудовлетворительной.
Образовательное сообщество настаивает на увеличении государственных расходов на образование в 2,5 раза за три года, а также на срочном реформировании системы управления образованием на федеральном уровне.
По мнению педагогов, Минобрнауки должно быть разделено на Министерство народного просвещения и Министерство науки и инноваций.
Комментарии из самого Минобрнауки «Газете.Ru» получить не удалось. Однако глава Совета федерации Сергей Миронов, присутствовавший на конференции, оцененил возможность раздела Минобрнауки как реальную. Однако произойти это может только после выборов президента весной 2008 года, заявил он «Газете.Ru»: «В ходе недавней реорганизации правительства этого не произошло — и это правильно. Реорганизация такого масштаба застопорит работу министерства не менее чем на два месяца, а накануне президентских и парламентских выборов этому не время». Зато самое время, подчеркнул он «Газете.Ru», заняться подготовкой Образовательного кодекса. По словам Миронова, «в профильном комитете палаты уже начата подготовка кодекса. Однако, чтобы свести в него все законодательство, потребуется около двух-трех лет».