Во вторник правительство Москвы со второй попытки приняло Градостроительный кодекс столицы. Как заявил на заседании мэр Юрий Лужков, кодекс, как «конституция города», основательно продуман и проработан. Объемный фолиант содержит вопросы территориального планирования, особенностей градостроительной деятельности на охраняемых территориях и в зонах исторической застройки. В кодекс входят статьи о нормативах градостроительного проектирования, об информировании жителей города о градостроительной деятельности, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, самовольном строительстве.
Предыдущую редакцию документа два месяца назад Лужков отправил на доработку. В частности, нарекания мэра вызвали низкие штрафы за нарушения положений кодекса, а также отсутствие точных определений (например, что является самовольным строительством). Кроме того, мэр потребовал ужесточить контроль за точечной застройкой.
Между тем призванный регулировать все виды строительной деятельности на территории города документ получил отрицательные отзывы еще до первого обсуждения московским правительством. И ни одно из замечаний экспертов к его повторному рассмотрению устранено не было.
Так, против предложенной редакции московского кодекса высказались авторы аналогичного федерального документа. В частности, как заявили в своем отзыве эксперты Института экономики города, проект неправомерно упраздняет институт градостроительного зонирования (правил землепользования и застройки), заменяя его функциональным зонированием, которое не содержит правовых гарантий для правообладателей недвижимости и инвесторов.
То есть фактически содержит попытку заменить правила землепользования и застройки схемами принятия индивидуальных административных решений.
К тому же, как говорится в отзыве, проектом вводится новый институт «реорганизации территории», в отношении которого не определены правовое содержание и порядок применения. А это значит, что порядок «реорганизации территории» также может устанавливаться исполнительным органом власти. «В проекте открыта дорога для индивидуальных административных решений, не основанных на нормах закона», — считают эксперты Института экономики города.
Кроме того, как следует из проекта столичного кодекса, мэрия наделяет себя правом разрабатывать и утверждать, а затем и актуализировать территориальные и отраслевые схемы планирования развития территорий. И если сам Генеральный план утверждается на открытых заседаниях Мосгордумы, то многочисленные постановления об его актуализации принимаются практически кулуарно.
В таком же полузакрытом режиме проект позволяет принимать решения о не предусмотренной в Генплане точечной застройке.
Спустя почти три месяца после появления первых заявлений о запрете точечной застройки городские власти наконец-то определились, что же они имеют в виду. Как следует из законопроекта, запрет на строительство в районах сложившейся застройки касается лишь объектов, не предусмотренных социальными городскими программами. Отстранив от уплотнительной застройки частных инвесторов, московские власти продолжат ее сами, только теперь уже в рамках «госзаказа». А по госзаказу в Москве, как известно, строятся и социальные объекты, и инженерные сооружения, и жилые дома.
Между тем, как уверяют авторы документа, с помощью «новой конституции в сфере градостроительства» будет положен конец многочисленным конфликтам из-за новой застройки на территории жилых кварталов. По словам главного архитектора столицы Александра Кузьмина, проект предусматривает участие жителей столицы в градостроительной политике: граждане будут иметь право предоставить в органы власти свои замечания и предложения к проектам Генплана города, документации по планировке территории, а также предложения о внесении изменений в эти документы. Кроме того, пообещал он, в каждом внутригородском муниципальном образовании будут проводиться публичные слушания по проекту Генерального плана города.
Однако, как считает депутат Госдумы Галина Хованская, упоминание в законопроекте о публичных слушаниях еще не означает права голоса москвичей в принятии решений.
По ее мнению, в самом кодексе или в отдельном законе должен быть прописан порядок проведения таких слушаний, иначе это будет, в лучшем случае, информированием граждан о предстоящем строительстве. «До тех пор, пока не будет досконально прописана сама процедура проведения этих слушаний — кто и когда оповещает граждан, каким образом проходит обсуждение, и главное, как будут использованы результаты, — интересы жителей не будут учитываться, и будет сохраняться одна из основных причин строительных конфликтов», — заявила Галина Хованская «Газете.Ru».
Кроме того, как считает депутат, если ограничить коммерческое строительство в Москве, для социального жилья найдется достаточно места и за пределами обжитых дворов.
«Из вводимых в Москве 4,8 млн кв. м жилья очередникам причитается только 400 тыс. Еще 1 млн приходится на переселение (хотя это по большей части тоже коммерческие проекты). На этом «нужды города» кончаются», — отметила Галина Хованская. По ее мнению, новые правила могут создать еще больше проблем, столкнув интересы не желающих застройки своих дворов жителей старых домов и претендентов на социальное жилье.
В ближайшее время законопроект будет направлен в Мосгордуму. Однако, как считает Галина Хованская, принципиальных изменений в документе не произойдет. «29 из 35 депутатов Мосгордумы — члены партии «Единая Россия», — говорит Хованская, — и они просто заблокируют любые поправки. Подобные документы должны делать люди, максимально независимые от властей».