В ночь на четверг при запуске с Байконура произошла авария тяжелой ракеты-носителя «Протон-М». Ракета, созданная в Космическом центре имени Хруничева, стартовала с пусковой установки № 39 площадки № 200 космодрома в 2.43 мск. Примерно через 10 минут после старта по циклограмме полета должно было произойти отделение третьей ступени ракеты, затем выведение полезной нагрузки на орбиту осуществляет разгонный блок «Бриз-М». Через 7 часов после старта с Байконура на орбите должен был оказаться японский телекоммуникационный спутник JCSAT 11.
Однако уже через 2,5 минуты после старта на ракете-носителе начала развиваться нештатная ситуация.
На 128-й секунде после старта произошло штатное отделение первой ступени «Протона-М», но при включении двигателей второй ступени ракета начала испытывать перегрузки, и на 139-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателей второй ступени. Вторая и третья ступени вместе с разгонным блоком и спутником рухнули вниз с высоты примерно 76 км. По данным Роскомоса, остатки упали в безлюдном районе в 50 км юго-западнее Джезказгана Карагандинской области. По предварительным данным, жертв и разрушений нет.
Создана межведомственная комиссия по расследованию причин аварии. Уже очевидно, что причины предстоит искать в системах второй ступени. Здесь, в частности, установлены четыре однотипных автономных маршевых двигателя — три РД-0210 и один РД-0211, разработанные в КБ химической автоматики и построенные на Воронежском механическом заводе, недавно вошедшим в состав холдинга ГКНПЦ им. Хруничева. Впрочем, глава национального аэрокосмического агентства Казахстана Талгат Мусабаев озвучил версию, по которой авария произошла из-за отказа рулевых машин, управлявших вектором тяги. «Они были обесточены», — сообщил чиновник.
Если эта информация верна, отказ рулевых машин привел к тому, что ракета отклонилась от траектории, потеряла стабильность, в результате чего двигательная установка второй ступени автоматически отключилась. В 2000 году по похожей схеме произошла авария ракеты-носителя «Циклон-3» украинского КБ «Южное». Тогда причиной отказа рулевой машины автомата стабилизации третьей ступени назвали «попадание посторонних частиц в критические зазоры магнитоэлектрического преобразователя и золотника рулевой машины канала тангажа». Правда, по данным «Газеты.Ru», специалисты сомневаются, что причиной аварии «Протона-М» стал отказ рулевых машин, озвученный Мусабаевым.
До выяснения всех обстоятельств и оценки последствий падения ракеты-носителя, работающей на высокотоксичном гептиле, введен временный запрет на запуски всех модификаций «Протона».
Дело в том, что в связи с падением «Протона» автоматически вступил в действие пункт пятый российско-казахстанского соглашения о совместных действиях в случае аварии на космодроме Байконур от 1999 года. В соответствии с ним старты ракет взорвавшегося типа прекращаются, пока специалисты не выяснят причины аварии. Сейчас, как сообщили в Роскосмосе, в районе падения обломков начала работу российско-казахстанская аварийная комиссия. Специальной группе предстоит дать оценку тому, какое количество гептила попало в почву, чтобы позже определить размер экологического ущерба, нанесенного Казахстану. Стоит отметить, что основной объем топлива был отработан — он использовался при работе двигателей первой ступени, однако и во второй, и в третьей ступени, и в разгонном блоке топлива было немало.
По примерным подсчетам «Газеты.Ru», в баках второй ступени незадолго до падения находилось около 160 тонн топлива (окислитель — азотный тетроксид; горючее — гептил), в третьей ступени — 46,35 тонн топлива, а также 13,26 тонн окислителя и еще 6,6 тонн гептила в разгонном блоке. Итого почти 230 тонн топлива. Даже если вычесть из этой цифры около 8-10 тонн топлива, которые успели отработать двигатели второй ступени за 11 секунд, речь идет о значительном количестве упавшего в казахской степи опасного вещества. Судя по всему, на месте падения ракеты-носителя произошел сильный взрыв, после которого часть топлива испарилась. Теперь экспертам предстоит выяснить, какое количество топлива заразило землю.
Какую сумму затребует Казахстан за причиненный ракетой ущерб, спрогнозировать пока сложно. Летом прошлого года, когда при запуске с Байконура на территорию Казахстана рухнула легкая ракета РС-20 (программа «Днепр») примерно с 40 тоннами того же самого высокотоксичного топлива, российской компании «Космотрас», осуществлявшей запуск, и страховщикам пришлось выплатить Казахстану за аварию $1,1 млн. Сейчас речь может идти о куда более значительных суммах, тем более, что запуск «Протона» был застрахован на $300 млн, а ракета является одной из наиболее успешных тяжелых ракет-носителей на мировой рынке пусковых услуг. Только с начала этого года компания ILS, предлагающая пусковые услуги «Протона-М» на мировом рынке, пополнила портфель заказов на ракету более чем на $1 млрд — эти контракты предусматривают 14 запусков в ближайшие годы. В итоге на сегодняшний день ILS имеет подтвержденные заказы на 22 запуска «Протона-М».
До конца этого года «Протон» должен был стартовать с Байконура еще трижды по программе коммерческих запусков и дважды по госзаказу.
Авария ракеты-носителя фактически может привести к срыву сроков запуска в рамках воссоздания орбитальной группировки системы ГЛОНАСС. Запуски шести спутников «Глонасс-М» планировались на конец октября и конец декабря этого года, однако теперь их, возможно, придется перенести на более поздний срок — под вопросом оказываются обещания российских властей уже в начале 2008 года сделать ГЛОНАСС полноценной системой. Видимо, Казахстан в переговорах с Россией о возобновлении запусков «Протона» попытается использовать создавшееся положение для получения максимальной компенсации.
До сих пор ракета-носитель «Протон» считалась одной из наиболее надежных. Нынешняя авария — первая значительная авария этой ракеты-носителя с 1999 года. С тех пор Космический центр им. Хруничева осуществил около 55 успешных запусков ракет «Протон» (в эту цифру не входят запуски, признанные неудачными из-за проблем с разгонным блоком).