В среду префект Северо-Западного административного округа Москвы Виктор Козлов опроверг информацию о замораживании строительства жилого дома на улице маршала Бирюзова. «Никто стройку останавливать не собирается», — цитирует его «Интерфакс». Как заявил Козлов, у застройщика есть все необходимые документы на ведение строительных работ. «Тем не менее, по требованию жителей мы еще раз перепроверим разрешительную документацию», — заявил он.
Два дня назад на встрече с жителями Щукина префект пообещал поставить перед мэрией вопрос об изменении проекта строительства по ул. маршала Бирюзова, 41, а до тех пор добиться приостановки строительства. «Префект обещал, что после окончания заливки фундамента все работы будут прекращены до изменения проекта, — рассказал «Газете.Ru» присутствовавший на встрече депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. — Вопрос о том, что здесь строить: автостоянку, «народный гараж» или физкультурный комплекс, — будет обсуждать вместе с жителями».
Но оказалось, представителя столичной власти опять «неправильно поняли».
«Гражданам сказали, что их пригласят на заседание комиссии (межведомственной комиссии по оценке соответствия размещения объектов капитальной застройки на территории Москвы под руководством главы Москомархитектуры Александра Кузьмина. — «Газета.Ru»), и они примут участие в обсуждении вопроса, — заявил «Газете.Ru» помощник префекта СЗАО Евгений Горелов. — Но решение о судьбе объекта будет принимать сама комиссия».
Заявления столичных властей о моратории на точечную застройку москвичи «неправильно понимают» уже несколько месяцев. Не больше ясности внесли и принятые за это время официальные документы.
О введении моратория на новое строительство столичный градоначальник заявил 27 июня на заседании Мосгордумы, утверждавшей его переназначение. Что до уже начатого или запланированного строительства в городских дворах, мэр обещал «проанализировать» существующие решения. Перспектива экспертизы придала уверенности москвичам. Они активно начали собирать документы, приглашать экспертов и митинговать. В итоге там, где удалось сильнее раздуть скандал, власти пошли на попятную и отменили несколько решений о застройке.
1 августа Юрий Лужков уже письменно распорядился не выдавать разрешения на строительство новых объектов «точечной застройки». Ясность по множеству уже заключенных инвестконтрактов внес руководитель стройкомплекса Владимир Ресин. «Закон обратной силы не имеет. Там, где стройка еще не началась, будет проведена экспертиза о целесообразности строительства. Ее результаты будут приложены к проекту соответствующего распорядительного документа. Но таких контрактов, сразу скажу, немного», — отметил он.
21 августа увидел свет очередной документ — постановление правительства Москвы N714-ПП «О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве». Согласно ему, разрешения должны выдаваться на основании документации, доказывающей, что строительство не является «точечным» и не нарушает градостроительные регламенты, нормативы плотности застройки и другие требования. Кроме того, эта документация должна пройти «публичные слушания (информирование)». Впрочем, уточнение в скобках говорит о том, что согласия граждан по-прежнему не требуется. Сопровождающую каждый проект справку, что стройка не является точечной, должны подписывать глава стройкомплекса, главный архитектор города и префект округа. На застроенных жилых территориях разрешается возведение только «предусмотренных социальными городскими программами» объектов.
И, наконец, мэр потребовал в трехмесячный срок рассмотреть ранее принятые решения по объектам, строительство которых не началось, и внести предложения об исключении их из планов строительства.
Хотя в постановлении четко сказано об объектах, «строительство которых не началось», из устных заявлений мэра следует несколько другое. Во вторник на заседании правительства Лужков заявил, что будут достроены здания, возведенные на 50–60%, а судьбу остальных будет решать межведомственная комиссия.
«Игры и обман не свойственны правительству Москвы, — заявил мэр. — Сейчас с сарказмом идет обсуждение наших обязательств, но мы не играемся — точечная застройка в Москве уже остановлена».
Стоит отметить, что по итогам жалоб жителей в Москомархитектуру выделено 93 «проблемных» объекта, где строительство уже ведется, и 132 объекта, где строительство только планируется. Остается только гадать, чем будут руководствоваться чиновники, решающие судьбу зданий, готовых менее чем на 50%, — подписанным мэром постановлением от 21 августа или его устными распоряжениями. Кроме того, не разработан пока и сам порядок запрета строительства.
Впрочем, по мнению экспертов, любой пересмотр ранее выданных разрешений на строительство нереален, а само 714-е постановление — совершенно нежизнеспособный документ.
«Пересмотреть ранее выданное разрешение, значит, признать свою ошибку, и здесь извинениями не отделаешься, — считает юрист фирмы «Юр-аудит» Сергей Кормушкин. — Закон обратной силы не имеет, тем более в случае ухудшения действующего положения. Последует вал обращений в суд, и мэрии придется компенсировать все убытки компаний, включая упущенную выгоду. В итоге город вполне может оказаться банкротом».
«На каком основании будут «заворачивать» легальные проекты, и кто будет нести за это ответственность, в постановлении не сказано, — отмечает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев. — Все это противозаконно и абсолютно не продуманно — административное решение появилось, а финансовых механизмов нет». По мнению Апрелева, в итоге крупных застройщиков эта кампания не коснется, а удар придется по малому девелопменту. «Всем известно, как строят в Москве: многие застройщики начали работы без полного набора разрешительной документации, вот их теперь и подловят. Но понятно, что девелоперы лучше пойдут на дополнительные расходы, чем потеряют все», — считает эксперт.
Не все так просто и с будущим строительством. «Определения того, что такое точечная застройка, в Градкодексе нет, это не юридический термин, — добавил Сергей Кормушкин. — Зато есть проекты, не соответствующие нормативам, но разрешенные «в интересах города».
«Решения мэрии насчет точечной застройки — чисто политические. Это вынужденная мера, вызванная необходимостью снять напряжение в выборный год», — уверен эксперт.
Единственным жизнеспособным пунктом 714-го постановления эксперты считают запрет на строительство в районах сложившейся застройки объектов, не «предусмотренных социальными городскими программами». «Конечно, здесь тоже больше политики, чем экономических и правовых норм, — считает Кормушкин. — Соблюдающий партийную дисциплину Лужков должен сделать упор на социальном жилье. Но ведь строить его будут те же самые компании городского стройкомплекса, а погреть руки можно хорошо и на горзказе — одно другому не мешает».
О серьезности намерений мэрии монополизировать право строительства на московской земле говорят и некоторые структурные изменения.
В частности, создание департамента городского заказа капитального строительства города. По мнению члена президиума Российской академии естественных наук Ирины Рукиной, сейчас мэрия фактически возрождает советские методы строительства жилья, а для того чтобы строить за бюджетные деньги, нужна аккумулирующая средства госструктура.
По мнению Рукиной, бизнес сможет принять участие в строительстве социального жилья, весь вопрос в том, на каких условиях. Еще сложнее будет требовать от коммерческих структур комплексной застройки. Поэтому следующий шаг властей эксперт видит в создании государственных строительных организаций, которые будут получать подряды без конкурса и работать без прибыли: «В итоге получится государственная компания, которая в качестве девелопера будет готовить площадки и документацию и одна будет строить».