Во вторник власти США обнародовали предварительные данные о причинах обрушения моста в Миннеаполисе (тогда погибли 6 человек, 8 пропали без вести и более 100 получили ранения). Эксперты обнаружили трещины в стальных креплениях, соединяющих прогоны моста через Миссисипи — причем дефект в конструкции был допущен еще на стадии проектирования.
Кроме того, как передает издание The New York Times, чиновники и инженеры вспомнили, что большая часть мостов в стране построена по идентичной технологии. Это значит, что они могут рухнуть в любой момент.
Проблема усугубляется тем, что так называемые «косынки» (стальные пластины в форме треугольника или квадрата, стороны которых прикреплены к другим деталям) используются в США и при строительстве мостов другого типа, отличного от разрушившегося. Всего американским транспортным властям необходимо серьезно проверить более 70 тысяч мостов.
<1>
Пошедшие трещинами пластины, из-за которых восьмиполосный мост за 15 секунд превратился в груду обломков, — это стальные квадраты площадью больше 2 кв. м и толщиной около сантиметра.
По мнению экспертов, они могли не выдержать веса ремонтного оборудования и 100 тонн гравия, которые рабочие привезли на мост в день катастрофы. Напомним, что во время обрушения моста через Миссисипи на нем работали несколько ремонтных бригад компании-подрядчика Progressive Contractors Inc. Национальный совет США по безопасности транспорта сейчас выясняет, могли ли «косынки» разорваться, не выдержав веса строительной техники и материалов. Кроме того, повредить детали моста могли отбойные молотки, которыми строители снимали верхний слой дорожного покрытия. К тому же, следователи получили несколько сообщений от очевидцев о том, что за несколько дней до катастрофы мост странно вибрировал — ощутимо сильнее, чем обычно.
Сотрудники департамента транспорта Миннеаполиса ошеломлены таким вниманием к соединяющим деталям моста, пишет The New York Times. В конструкции, возведенной в 1967 году, использованы сотни таких «косынок», говорят местные специалисты. «Они абсолютно одинаковые во всей стране, раньше с ними никогда не возникало проблем, — говорит помощник главного инженера Гари Петерсон. — Понятия не имею, почему вдруг они пошли трещинами. Если честно, я очень сильно удивлен». По его словам, повредить пластины могла коррозия, но инженеры пока не обнаружили ее следов на деталях.
Эксперты допускают возможность того, что проектировщики моста в 1964 году ошиблись в расчетах и сделали металлические его части недостаточно прочными — и мост был технически непригоден со дня открытия.
Впрочем, эта теория не объясняет, почему он обвалился только через 40 лет. «Это и есть самый главный вопрос, — считает главный специалист института «Гипростроймост» Вячеслав Герасимов. — Скорее всего, современные нагрузки на мост существенно увеличились по сравнению с заложенными в расчеты цифрами в 60-х годах. Поток машин стал сильнее, увеличились вибрации, металл устал. Такие вещи надо отсматривать». По его мнению, на время ремонтных работ движение надо было либо перекрыть, либо существенно ограничить. «В Миннеаполисе автомобили продолжали двигаться по мосту, что привело к человеческим жертвам», — сказал Герасимов.
Несмотря на то что расследование катастрофы в США будет длиться еще несколько месяцев, обнародованная информация о трещинах уже стала самым пугающим открытием инженеров. Федеральное управление шоссейных дорог США уже направило экстренное предупреждение в администрации всех штатов, в котором просит внимательно следить за нагрузкой мостов во время конструкторских работ.