Полотна известного французского художника-импрессиониста Клода Моне могут стать источником информации об экологических проблемах конца XIX века. Проанализировав картины, экологи пришли к выводу, что Моне изображал лондонский смог в своем знаменитом цикле, посвященном зданию парламента. Серия картин была создана в период между 1899 и 1901 годами, для чего художник специально приезжал в город.
Долгое время оставалось неясным, основывался ли верный приверженец пленэра Моне исключительно на собственных впечатлениях и наблюдениях за пейзажем, или же художник прибегал к помощи воображения, заканчивая работу позже в своем студии во французском городе Живерни.
Чтобы решить вопрос, Джейкоб Бэйкер (Baker) и Джон Торнс (Thornes) из университета Бирмингема в Великобритании проанализировали положение Солнца на 9 произведениях Моне. Сравнив результат с данными американской Военно-морской обсерватории, они вычисляли время, когда могли быть написаны картины, а затем сверяли его с сообщениями самого художника. Как оказалось, даты соответствовали цифрам, которые Моне указывал в письмах к жене.
«Моне и в самом деле правдиво и реалистически рисовал Солнце, поскольку исходил из своих наблюдений и ничего не менял впоследствии», - говорит Бэйкер. Он и его коллега надеются, что творческие принципы импрессиониста распространяются и на изображения лондонского смога его кисти. Экологи рассчитывают выяснить, из каких частиц состоял тогдашний смог, исследовав цветовую гамму, в которой он изображен.
По словам Бэйкера, пока доподлинно известно лишь то, что смог представлял проблему уже в те годы. «Теперь мы сможем получить качественную, правдивую информацию о составе лондонского воздуха той эпохи, когда научных инструментов еще не существовало», - подытожил исследователь.
Гипотеза и первые результаты опубликованы в Proceedings of the Royal Society A.
Ранее уже сообщалось, что Ван Гог математически точно изобразил турбулентность.